Популярные

Никола Микетти

итальянский архитектор, работавший в Риме и Санкт-Петербурге
Биография

Ранние годы

Долгое время учился у Карло Фонтана, крупнейшего мастера римского барокко, работал у него помощником на строительстве базилики Святых Апостолов. После смерти Фонтана достраивал, спроектированный последним, большой комплекс «San Michele a Ripa» в Риме.

В числе самостоятельных проектов этого времени: не принятый проект для Фонтана Треви (1704 год; использован проект Никола Сальви), исполнил заказ на алтарь и отделку часовни Sacripante в церкви Sant’Ignazio di Loyola a Campo Marzio в Риме, 1712 год.

В 1715 году Никола Микетти принял участие, вместе с Филиппо Юварра, Антонио Каневари и другими в конкурсе для сакристии Собора Святого Петра.

B тех же годах он построил часовню l’Oratorio della Dottrina Cristiana для церкви Санта Марии в Транспонтине (Traspontina) в Риме и капеллу Роспильози (Rospigliosi) в церкви Сан-Франческо-а-Рипа.

Петербургский период

Между 1718 и 1723 годами Микетти работает в России, куда был приглашен царем Петром I в качестве придворного архитектора. Кологривов, которому Пётр поручил устроить в Риме первых русских пансионеров-архитекторов и велел, при случае, сыскать итальянца «поискуснее», прислал в 1718 году следующее письмо:

По приезде в Петербург Микетти был обласкан Петром, а с 1719 года, после смерти Леблона, он занял положение, каким пользовался тот, и получал те же 5000 рублей, — которые на наши нынешние деньги составляли огромную сумму, — и был таким же главным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его окрестностях.
Он оказал Петру много услуг по выписке из Италии различных художественных произведений, особенно мраморных статуй, которых надобно было множество для только что заведенных дворцов, парков и садов.

Прежде всего, ему поручают продолжить работы, начатые архитектором Леблоном: в Летнем саду он заканчивает Грот, который был в дальнейшем перестроен архитектором Росси в Кофейный домик, и оранжереи; в Петергофе он заканчивает Монплезир, продолжает Марли и строит Эрмитаж, с 1720 года начинает возводит дворец в Стрельне.

Из его построек одна сохранилась целиком, это — Екатеринентальский дворец (Кадриорг) в Ревеле, который он, впрочем, только начал, поручив его достраивать своему ученику Михаилу Земцову, так как сам был, как водится, завален петербургскими делами. Здесь он «ликвидировал» архитектурное наследство Леблона, оканчивая и изменяя то, что было им начато, и делая совершенно новые проекты для построек, оставшихся после Леблона только на бумаге.

Проект Екатеринентальского дворца был первым, который пришлось сделать Микетти. Он должен был засесть за него тотчас же по приезде из Италии, так как 22 июля Петр уже осматривает с ним в Ревеле место и «размеривает фундаменты». Начиная с весны 1721 года, всю постройку ведет один Земцов, который ее и довел до конца.

Его основные работы этих лет — парк и фонтаны в Петергофе около Санкт-Петербурга. В Петергофе сохранились выполненные по его проектам :

  • Большой каскад (Петергоф)
  • Вольер (Петергоф)
  • Фонтан «Пирамида»
  • Сноп (фонтан)
  • Солнце (фонтан)
  • Фонтан «Адам»
  • Фонтан «Ева»

Его проект монументального маяка на Черном Море никогда не был исполнен. Многие из его проектов русского периода хранятся сегодня в Эрмитаже.

В 1723 году Микетти взялся лично съездить по поручению царя на свою родину и отправился, взяв свыше трех тысяч рублей на первые расходы, но обратно не вернулся. Таким образом, Микетти пробыл в Петербурге, самое большое, пять лет.

Возвращение в Рим

Вернувшись в Рим, в 1725 году Микетти подключился к строительству части Академии Святого Луки и был назначен архитектором Апостольской Палаты (La Camera Apostolica) и Ордена Театинцев.

В последующие годы он выполняет один из его самых важных заказов, такой как перестройка Палаццо Колонна (1731—1735 годы). Дворец Колонна — один из самых обширных и великолепных в Риме. Микетти спроектирован корпус (Appartamenti nuovi) смотрящий на Piazza Apostoli с длинным низким фасадом с более высокими угловыми флигелями. Такая композиция фасада служит тому, чтобы не отнимать солнечный свет у остальных трёх корпусов дворца и затенять двор, который, возможно, является самым большим в Римн и который служил манежем. Также Микетти создал фасад на улицу della Pilotta. С этой стороны дворец связан 4 элегантными арками с садом виллы Колонна.

Кроме того, в этот период им исполнялись различные мелкие заказы и театральная сценография.

Поделиться: