Американский педагог Николас Мьюррэй Батлер родился в г. Элизабет (штат Нью-Джерси), он был старшим из пяти детей текстильного промышленника Генри Батлера и Мэри Джоес Мьюррэй. По окончании частной и государственной школ в Патерсоне (штат Нью-Джерси) Батлер в 1878 г. поступил в Колумбийский колледж, чтобы изучать право. Однако под влиянием Фредерика А.П. Барнарда он решил посвятить себя педагогике. Окончив коллеедж с отличием в 1882 г., Батлер продолжил изучение философии в Колумбии, где получил степень магистра в 1883 г., а степень доктора философии в 1884 г. Назначенная ему степендия дала возможность провести год в университетах Берлина и Парижа. В 1885 г. Батлер вернулся в Колумбию адъюнкт-профессором философии. Через два года, продолжая преподавательскую деятельность, он стал президентом Ассоциации профессиональной подготовки - филантропической организации, которая покровительствовала ремесленному обучению в государственных школах. Под руководством Батлера в 1889 году организация открыла Нью-Йоркский колледж подготовки учителей, в 1892 году переименованный в Учительский колледж. В 1901 г. между Учительским и Колумбийским колледжами были установлены творческие связи. В 1890 г. Батлер стал профессором философии, этики и психологии Колумбийского колледжа. Тогда же совет попечителей одобрил его план углублённого изучения естествознания и философии. Педагогика была включена в число академических университетских дисциплин. В те годы Батлер стремился создать централизованную администрацию школьного образования, организовать обучение педагогике как науке. Будучи членом Совета по делам народного образования штата Нью-Джерси в 1887 — 1895 гг., он возглавил комитет образования. Усилиями Батлера ассоциация учителей была передана государственным органам, в учебные планы включено обучение ремеслам. Переехав в Нью-Йорк в 1894 году, Батлер сумел убедить закокодательное собрание штата отменить школьные советы попечителей, которые, по его мнению, имели чисто политическое значение. Организаторские способности Батлера помогли ему унифицировать систему образования в штате Нью-Йорк и создать комиссию по народному образованию. В соответствии с принятой в 1897 году Великой нью-йоркской хартией в городе появилась должность управляющего школами. В 1890 году Батлер начал издавать Педагогическое обозрение, научный журнал для распространения передовых педагогических взглядов. Как член Национальной педагогической ассоциации и её руководитель в 1894 - 1895 гг. Батлер участвовал в создании Комитета десяти, цель которого состояла в объединении педагогов для изучения проблем среднего и высшего образования, и комитета по требованиям к поступающим в колледж. В 1900 году Батлер сыграл важнейшую роль в учреждении Совета по вступительным экзаменам в колледжах, являясь его первым секретарём, а с 1901 по 1914 — председателем.