Биография
Николай Акимов родился в Харькове; с 1914 года учился изобразительному искусству в Петербурге, в Вечерних классах Общества поощрения художеств, с 1915 года — в частной студии. С 1916 по 1918 год занимался в петербургской Новой художественной мастерской, в начале 20-х продолжил обучение во ВХУТЕМАСе. Его наставниками в числе прочих были М. В. Добужинский, А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев.
На рубеже 10—20-х годов активно участвовал в художественной жизни Харькова: весной 1919 года участвовал в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников (М. Синякова, В. Д. Ермилов, Мане-Кац, А. А. Кокель, А. М. Любимов, З. Е. Серебрякова, Л. Тракал, и др.) и художников-самоучек. В июне 1921 года вместе с другими художниками (Б. В. Косаревым, А. В. Хвостенко-Хвостовым, Г. А. Цапоком) был приглашён в Первый государственный театр для детей. Здесь Акимов начал оформлять спектакль «Али-Нур (Звёздный мальчик)», однако вскоре он покинул Харьков, и оформление спектакля завершил Б. В. Косарев.
С 1923 года Акимов работал в Ленинграде; оформлял спектакли в разных театрах, в основном в сотрудничестве с режиссёрами «левого» направления, с Н. Н. Евреиновым, Н. В. Петровым и К. П. Хохловым. В 1924—1925 годах на постоянной основе работал в Большом драматическом театре; сотрудничество с БДТ продолжалось до конца 30-х годов.
Одновременно делал карьеру как книжный иллюстратор. В 1927 году в Ленинграде состоялась его первая персональная выставка.
С 1929 года Николай Акимов работал и как театральный режиссёр; первой самостоятельной работой стал «Гамлет» в Театре им. Вахтангова с музыкой Дмитрия Шостаковича (1932); однако режиссёрская трактовка трагедии Шекспира вызвала неодобрение.
С 1935 по 1949 год Акимов возглавлял Ленинградский театр Комедии. Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом, развернутая в конце 40-х, завершилась его вынужденым уходом из театра в августе 1949 года. В 1951–1955 годах Акимов — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1955 года — театр имени Ленсовета). В 1956 году вновь возглавил Театр Комедии.
С 1955 года преподавал в Ленинградском театральном институте, с 1960 года — профессор; основатель художественно-постановочного отделения в ЛГИТМиК.
Акимов скончался 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковскогом кладбища (Центральная площадка театральных деятелей). Многие режиссёрские замыслы Акимова были реализованы в театре после его смерти.
Адреса в Ленинграде
1945—1967 годы — доходный дом — улица Гоголя, 4.
Награды и звания
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939)
- Народный артист РСФСР
- Народный артист СССР (1960)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1961)
- Ещё один орден и медали.
Режиссёрские работы
Театр им. Е. Вахтангова
- 1932, 19 мая — «Гамлет» Шекспира
Новый театр / Ленинградский театр имени Ленсовета (1951 — 1956)
- 1952 — «Весна в Москве» В. М. Гусева
- 1952 — «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина
- «Европейская хроника» А. Н. Арбузова
- 1954 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина
Ленинградский театр Комедии
- 1936 — «Собака на сене» Лопе де Вега
- 1937 — «Школа злословия» Р. Б. Шеридана
- 1937 — «Терентий Иванович» Ю. М. Свирина
- 1938 — «Двенадцатая ночь» Шекспира
- 1939 — «Валенсианская вдова» Лопе де Вега
- 1939 — «Страшный суд» В. В. Шкваркина (совместно с П. Сухановым)
- 1940 — «Тень» Е. Л. Шварца
- 1940 — «Скончался г-н Пик» Шарля Пейрэ-Шапьюи (совместно с И. Ханзелем)
- 1941 — «Под липами Берлина» Е. Л. Шварца
- 1941 — «Вечер водевилей» Э. М. Лабиша (совместно с И. Ханзелем и П. Сухановым)
- 1941 — «Питомцы славы» А. К. Гладкова
- 1944 — «Дракон» Е. Л. Шварца (в Москве)
- 1944 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, А. М. Бонди
- 1956 — «Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца
- 1957 — «Повесть о молодых супругах» Е. Л. Шварца
- 1957 — «Кресло № 16» Д. Б. Угрюмова
- 1958 — «Ревизор» Н. В. Гоголя
- 1959 — «Рассказ одной девушки» А. Тверского
- 1960 — «Тень» Е. Л. Шварца (вторая редакция)
- 1962 — «Дракон» Е. Л. Шварца (вторая редакция)
- 1962 — «Дон Жуан» Дж. Байрона
- 1962 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, А. М. Бонди (вторая редакция)
- 1964 — Двенадцатая ночь Шекспира (вторая редакция)
- 1966 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина
- 1967 — «Звонок в пустую квартиру» Д. Б. Угрюмова
- 1967 — «Ничего не случилось» М. М. Гиндина и Г. Рябкина
Оформительские работы
- 1927 — «Разлом» Б. А. Лавренёва — Театр им. Вахтангова
- 1927 — «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова — ЛАТД имени А. С. Пушкина
- 1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко Московский театр Революции премьера 14 февраля). Постановка А. Д. Дикого
- 1930 — «Коварство и любовь» Шиллера — Театр им. Вахтангова
- 1931 — «Страх» А. Н. Афиногенова — ЛАТД имени А. С. Пушкина
- 1939 — «Опасный поворот» Дж. Пристли — Ленинградский театр комедии
- 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — МХАТ
- 1940 — «Школа злословия» Р. Б. Шеридана — МХАТ
- 1945 — «Офицер флота» А. А. Крона — МХАТ
Сочинения
- О театре, Л. — М., 1962
- Не только о театре, М., 1966.
- Театральное наследие: В 2 т. Л., 1978. Т. 1.
- Театральное наследие: В 2 т. Л., 1978. Т. 2.
Библиография
- Ленинградский государственный театр Комедии. Сезон 40/41, Л., 1940 / Издание Ленинградского Государственного Театра Комедии, под. ред. В. Б. Боровецкого;
- Бартошевич А., Н. Акимов — художник, Л., 1947;
- Эткинд М., Акимов — художник, Л., 1960;
- Сыркина Ф., Театральный плакат Н. Акимова, М., 1963.
- Янковский М., Ленинградский Театр комедии, Л., 1968.
- Обсуждение акимовского "Гамлета". ВТО. Кабинет Шекспира. 29 сентября 1943 г. / Публ., вст. текст и примеч. М.В. Заболотней //Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: АРТ, 2004. С. 393-425; 603–607.