Популярные

Николай Александрович Ромазанов

скульптор, художник, литератор, историк искусства, профессор, академик Императорской Академии Художеств
Биография

Биография

В 1827 году определен в своекоштные (обучающиеся за свой счёт) воспитанники Императорской Академии Художеств, а в 1833 году зачислен в штатные академисты на казенное содержание. Обучаясь в академии ваянию под главным руководством профессора Б. И. Орловского, выказал выдающиеся способности и за свои успехи был награждён в 1836 и 1837 годах двумя серебряными медалями, малой и большой (последнюю за барельеф «Искушение Спасителя в пустыне») и в 1838 году малой золотой медалью (за группу «Милон Кротонский, терзаемый львом»). Окончил академический курс в 1839 году со званием художника XIV класса и большой золотой медалью, присужденной ему за исполненную по программе статую «Фавн, несущий козленка». Приобретя вместе с этой наградой право на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии, до отправки своей в путешествие участвовал в работах по исполнению памятников Карамзину, в Симбирске, и Державину, в Казани (по проектам С. И. Гальберга), и только в 1842 году прибыл в Италию и поселился в Риме. Здесь он вылепил, статую «Нимфа, ловящая бабочку, севшую ей на плечо», которая была потом исполнена, по заказу императора Николая I, из мрамора, но разбилась при перевозке в Санкт-Петербург. Не окончив шестилетнего срока своего пенсионерства, в 1846 году был вызван обратно в Россию вследствие столкновения своего с папской полицией, и вскоре после того получил место преподавателя скульптуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Занимая это место до конца своей жизни, способствовал образованию многих молодых скульпторов, и за свой ум и любовь к искусству пользовался общим уважением в кругу московских художников и любителей искусства. В 1849 году признан академиком как за свои прежние работы, так и за преподавательскую деятельность, а в 1858 году возведён, по предложению президента академии, Марии Николаевны (1852—1876 года), в профессорское звание. Главные произведения, сверх вышеупомянутых — барельефы на пьедестал монумента императору Николаю I в Санкт-Петербурге и некоторые из скульптурных украшений на внешних стенах московского Храма Спасителя (горельефы «Владимирская Божия Матерь», «Святая царица Александра», «Мария Магдалина», «Анна Пророчица» и «Великомученица Екатерина» на восточном портале, «Святой князь Даниил Московский» и «Преподобный Савва Звенигородский» при одной из оконных арок северной стороны). Кроме скульптуры, занимался также литературою, помещая в «Московских Ведомостях», «Русском Вестнике» и «Современной Летописи» свои воспоминания о русских художниках, их биографии и некрологи, заметки о художественных выставках и другие подобные известия. Эти статьи он задумал перепечатать в виде особого сборника под заглавием «Материалы для истории искусства в России», но успел выпустить в свет только первую часть этого издания (Москва, 1863 год).

Творчество

Участвовал в работах по исполнению памятников Карамзину Н. М., в Симбирске, и Державину, в Казани (по проектам С. И. Гальберга).

  • Памятник Н. М. Карамзину в Симбирске/Ульяновске

Среди наиболее известных монументальных работ:

  • создание трёх барельефов на пьедестал монумента императору Николаю I в Санкт-Петербурге На постаменте конной статуи Николая I отлиты 4 барельефа, отражающие самые выдающиеся события его царствования. Заключительное среди них — сцена у Веребьинского моста (скульптор Н. А. Ромазанов). Впечатляющие завидной выправкой, какую только могла обеспечить знаменитая николаевская муштра, фигуры в эполетах и фуражках самого царя, Клейнмихеля, Мельникова, Журавского и других обрамляются народной массовкой. И над всем этим как бы парит мост с проходящим по нему поездом;
  • скульптурные украшения на внешних стенах московского Храма Христа Спасителя (горельефы «Владимирская Божия Матерь», «Святая царица Александра», «Мария Магдалина», «Анна Пророчица» и «Великомученица Екатерина» на восточном портале, «Святой князь Даниил Московский» и «Преподобный Савва Звенигородский» при одной из оконных арок северной стороны);

Литературые работы:

  • «Материалы для истории искусства в России», особый сборник, часть I, (Москва, 1863 год).

Оценки деятельности

За свои успехи был награждён в 1836 и 1837 годах двумя серебряными медалями, малой и большой (последнюю за барельеф «Искушение Спасителя в пустыне»).

В 1838 году малой золотой медалью (за группу «Милон Кротонский, терзаемый львом»).

Окончил академический курс Императорской Академии Художеств в 1839 году со званием художника XIV класса и большой золотой медалью, присужденной ему за исполненную по программе статую «Фавн, несущий козленка».

Поделиться: