Биография
Происходил из семьи обрусевших немцев. Дед Николая Игнатьевича, выходец из Германии, тоже был актером и выступал в амплуа комик-резонер. Отец, Игнатий Музиль, купец 3-й гильдии, был удостоен звания "личный почетный гражданин города Москвы" (с 1846) за безвозмездную передачу земельного участка в Московском уезде, для устройства Московско-орловской железной дороги.
Музиль окончил 1-ю Московскую гимназию, где участвовал в постановке любительских спектаклей под руководством Аполлона Александровича Григорьева.
Начинал в любительском театральном кружке Секретарёва, где был частым партнёром Модеста Писарева
В 1865 дебютировал в Малом театре. В 1866 зачислен в труппу и служил в Малом до конца жизни. Характерный и комедийный актёр, Музиль стремился к глубокому раскрытию внутренней сущности изображаемых образов и тщательности их отделки. Тонкий художник-реалист, обладавший острой наблюдательностью, он вносил в исполняемые им роли много характерных бытовых подробностей, подсмотренных в самой действительности.
Скончался в 1906 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Семья
- Супруга — Варвара Петровна Музиль-Бороздина, актриса Малого театра.
- Дочь — Варвара Николаевна Рыжова, Народная артистка СССР, актриса Малого театра.
- Дочь — Надежда Николаевна Музиль-Бороздина, актриса театра Корша в Москве, Суворинского театра в Санкт-Петербурге.
- Дочь — Елена Николаевна Музиль — «Музиль 2-я», актриса Малого театра.
- Сын — Николай Николаевич Музиль — «Музиль 2-й», артист Малого театра.
- Внук — Николай Иванович Рыжов, Народный артист СССР, актер Малого театра.
- Правнучка — Татьяна Николаевна Рыжова, актриса Малого театра.
Признание и награды
- заслуженный артист Императорских театров (1903)
- награжден перстнем от Наместника на Кавказе Великого князя Михаила Николаевича (1868)
Интересные факты
- Музиль поступил в императорский Малый театр поддавшись на уговоры публики, при условии руководства театра, что жалование за сыгранные спектакли получать не будет. При этом артист выходил на сцену почти ежедневно и вносил свою лепту в сборы, которые делала труппа. Чтобы чем-нибудь обеспечить свое материальное положение, Музиль устраивал музыкально-литературные вечера, которые публика охотно посещала. Спустя какое то время, когда Музиль уже получал небольшое жалованье, московская театральная публика в день очередного бенефиса подносила подарок артисту - недорогой серебряный кубок, в который помещались билеты внутреннего государственного займа. Этим подарком публика пополняла скудное жалованье, на которое артисту удавалось содержать многочисленную семью. Такие подарки подавались публикой Музиль ежегодно до тех пор, пока он не получил от театра достойное содержание. Можно смело сказать, что московская публика содержала в императорском театре талантливого и любимого артиста за свой счет.
- Для постановки пьесы Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше», когда дирекция Малого театра отказалась возвести на сцене садовую беседку, Музиль оплатил ее заказ и изготовление из собственных средств: по мнению драматурга, беседка была важным сценическим решением и ее отсутствие делало невозможным постановку спектакля. Пьеса прошла с успехом и когда она поступила в постоянный репертуар и была уже сыграна несколько раз с означенной беседкой, внесенной уже в инвентарь Малого театра, Музиль попросил, чтоб расход на беседку был ему возвращен. В этой просьбе артисту было отказано и ему был сделан выговор от дирекции за то, что он осмелился произвести расход, который не был "разрешен".
- В артистической среде того времени обвиняли Островского в пристрастии к своим друзьям - Музиль сыграл во всех двадцати пьесах автора, десять из которых были бенефисами Музиля. В этом была обоюдная выгода: артист получал возможность сыграть в спектакле, хотя бы и не главные роли, чем совсем не тяготился Музиль, а драматург мог рассчитывать на вознаграждение от бенефицианта за то, что его пьеса была представлена на бенефис, проходивший за рамками репертуара театра. Говорили о том, что Бурдин и Музиль ездят в Щелыково за пьесами для бенефисов, обвиняли Островского в пристрастии к своим друзьям. Не обходилось, очевидно, и без пристрастий. Чем же иным можно объяснить назначение роли красавца Окоемова в пьесе «Красавец-мужчина» М. П. Садовскому, внешние данные которого совершенно не подходили для этого образа?
- Скончался в 1906 году от рака. Ваганьковское кладбище считалось наиболее приемлемым для захоронения тела знаменитого артиста, но Музиль при жизни был лютеранином и духовенство Ваганьково было против захоронения, ввиду того, что кладбище считалось православное. Разрешение мог дать только митрополит, но он в подобных случаях обычно отказывал. Однако московская общественность добилась, что разрешение было получено и митрополит охотно пошел на просьбу о захоронении в знаменитом "актерском" некрополе.
- В Москве проживал: в 1860-е на Мытной ул.; в начале 1870-х в Гагаринском пер., 35; до середины 1880-х в Кривоарбатском пер., 12 (дом не сохранился); и последние годы жизни — на Садово-Каретной, 9 (дом не сохранился).
Творчество
Исполнитель ролей в произведениях А. Н. Островского, Музиль впервые на сцене Малого театра сыграл 20 ролей в пьесах автора: Гаврила ("Горячее сердце", 1869), Пётр ("Лес", 1871), Шмага ("Без вины виноватые", 1884) и другие. Островский, высоко ценивший Музиля за знание русской жизни, простоту и искренность игры, отдал ему для бенефисов 10 своих новых пьес: "Не было ни гроша да вдруг алтын" (Елеей, 1872), "Поздняя любовь" (Дормидонт, 1873), "Правда - хорошо, а счастье лучше" (Платон, 1876), "Последняя жертва" (Салай Салтаныч, 1877), "Бесприданница" (Робинзон, 1878), "Невольницы" (Мирон Ипатыч, 1880) и другие. Современники считали шедевром актерского мастерства исполнение Музилем роли Нарокова ("Таланты и поклонники", 1881).
Искусство Музиля высоко ценил К. С. Станиславский, который, упоминая о нем в своих дневниках, указывает на особенности и приемы актерской работы. Спектакль "За чем пойдешь, то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова") А. Н. Островского, Станиславский мог видеть на сцене Малого театра 3 февраля 1885 г., когда Константину Сергеевичу было 22 года. Реплика Бальзаминова, приведенная Станиславским в дневнике при описании игры Музиля, отсутствует в тексте Островского. По-видимому, Станиславский записал ее неточно, по памяти, или же в игре Музиля имела место словесная импровизация. В этом спектакле, кроме Музиля - Бальзаминова, Станиславский видел Акимову, Рыкалову, Садовскую, Медведеву, Федотову.
Из дневника Станиславского (6 февраля, 1885).
Из книги С.Г. Кара-Мурзы «Малый театр. Очерки и впечатления» (Москва, 1924).
Роли в театре
- Любен ("Жорж Данден" Мольера, 1866)
- Митрофан и Кутейкин ("Недоросль", 1866, 1882)
- 1-й крестьянин и Дворцовый повар ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского, 1867)
- Сбригони ("Г-ндеПур-соньяк" Мольера, 1867)
- Гаврила ("Горячее сердце", 1869)
- Пётр ("Лес", 1871)
- Елеей ("Не было ни гроша да вдруг алтын", 1872)
- Дормидонт ("Поздняя любовь", 1873)
- Платон ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1876)
- Салай Салтаныч "Последняя жертва", 1877)
- Робинзон"Бесприданница", 1878)
- Мирон Ипатыч ("Невольницы", 1880)
- Юродивый ("Борис Годунов", 1880)
- Нароков ("Таланты и поклонники", 1881)
- Заго-рецкий и Тугоуховский ("Горе от ума", 1882, 1902)
- Добчинский ("Ревизор", 1883)
- Шмага ("Без вины виноватые", 1884)
- Жевакин ("Женитьба", 1889)
- майор Форд ("Виндзорские проказницы" Шекспир, 1890)
- Чугунов ("Волки и овцы", 1893)
- Митрич ("Власть тьмы", 1895)