Популярные
На фото Николай Кошелев

Николай Кошелев

русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, художник-монументалист
Дата рождения:
1840-05-03
Биография

Сподвижник Ивана Крамского. Академик (1873), профессор (1878) Императорской Академии художеств. Автор эскизов и росписей Храма Христа Спасителя (Москва), храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург), Александро-Невского собора (Варшава), а также ряда других.

Биография

Детство

Родился в семье крепостного крестьянина в русско-мордовском селе Серман (другие названия - Алексеевка, Вознесенское), которое входит сейчас в состав Ахматовского сельского поселения Никольского района Пензенской области. Детство провёл в Арзамасе. В этом городе находилась живописная школа академика А. В. Ступина, однако отсутствие материальных средств не позволило будущему художнику поступить в неё.

Вместо живописной школы в 1851 году в возрасте 11 лет страстно желавший рисовать мальчик был отдан в услужение живописцу-ремесленнику Давыдову в Нижнем Новгороде. Ученичество оказалось неудачным. В 1853 году мальчика взяла под своё покровительство местная помещица. Три года он жил в её семье, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники.

В 1856 году покровительница свозила Николая Кошелева в Казанское художественное училище, где юноша получил несколько уроков живописи у профессионального преподавателя, итальянского художника Ботелли. Затем последовала самостоятельная работа по росписи церковного иконостаса и стены монастыря и, наконец, поступление в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (осень 1860 года).

Академия художеств

Николай Кошелев занимался в Академии сначала в качестве вольноприходящего, и только с 1863 года — в качестве постоянного ученика в классе исторической живописи под руководством А. Т. Маркова и Ф. А. Бруни. При этом уже в 1862 году художник отмечен тремя Малыми серебряными медалями Академии за картину «Первое число, сцена из чиновничьего быта», этюд и рисунок с натуры, а также Большой серебряной медалью за этюд с натуры. В том же году картина «Первое число...» появилась на академической выставке. А в 1864 году Кошелев получил Малую золотую медаль за конкурсную картину «Меркурий усыпляет Аргуса, чтобы похитить нимфу Ио».

В 1863 году было куплено несколько работ Кошелева, что наконец-то улучшило его материальное положение. Вместе с тем из-за недостатка средств он не смог принять участие в конкурсе на Большую золотую медаль. Несмотря на это, по окончании академического курса в 1865 году Николай Кошелев был удостоен звания классного художника 1-й степени «за познания в живописи исторической и портретной».

Начало творческой деятельности

С 1864 года Кошелев работал в художественной артели П. А. Крестоносцева (Волгина), основанной группой учащихся Академии для материальной поддержки. В её составе принимал участие в иконописных работах для Староладожского Никольского монастыря.

Когда в 1865 году артель распалась, вступил в возглавляемую И. Н. Крамским «Санкт-Петербургскую Артель художников» (1863—1871), послужившую впоследствии основой для «Товарищества передвижных художественных выставок». В марте 1865 года участвовал в первой провинциальной выставке «передвижников», состоявшейся в период Нижегородской ярмарки.

В том же году получил заказ на создание иллюстраций к изданию Дементьева и Золотова «Русская история в картинах», для которого выполнил более 60 рисунков. Тогда же получил 2-ю премию Общества поощрения художников за картину «Офеня-коробейник».

Роспись храма Христа Спасителя

Осенью 1865 года преподаватель Академии художеств А. Т. Марков взялся за композицию для плафона главного купола Храма Христа Спасителя и в качестве исполнителя росписи пригласил воспитанника Академии, портретиста И. К. Макарова. Не удовлетворённый результатами, профессор затем обратился также к вышедшему из Академии участнику «бунта четырнадцати» И. Н. Крамскому. В свою очередь, Крамской предложил поехать вместе с собой в Москву для осуществления работ Кошелеву. Роспись главного купола делали по композициям А. Т. Маркова втроём: И. Н. Крамской, Н. А. Кошелев и Б. Б. Вениг.

Выполнение задания в итоге было сочтено успешным, вследствие чего в 1868 году Николай Кошелев получил самостоятельный заказ на исполнение росписи малых куполов храма Христа Спасителя. Работа велась по картонам академика П. В. Басина, который из-за резко ухудшившегося зрения не смог осуществить росписи самостоятельно. Кроме того, Кошелев создал в соборе композиции по собственным рисункам:

  • «Господь, восседающий на престоле с книгой о семью печатях» (1871) в северном своде (за его эскиз был удостоен звания академика в 1873 году),
  • «И слово плоть бысть» (1873) в южном своде,
  • «Семь таинств церкви» (1876) в восточном своде,
  • «Поклонение 24 царей» (1876) в западном своде,
  • «Вседержитель, восседающий на троне» (1879) в тамбуре под главным куполом.

За работы в храме Николай Кошелев получил в 1878 году звание профессора Императорской Академии художеств.

Работы в Иерусалиме

Определённый интерес представляют работы монументального цикла Н.А. Кошелева «Крестный путь» в домовой церкви святого Александра Невского Александровского подворья ИППО в Иерусалиме. Художнику удалось создать ряд полотен, отражающих эпизод за эпизодом весь Крестный путь Иисуса от Гефсиманского сада до Голгофы, затем Распятие и Сошествие в ад.

Дело в том, что ни один из современников - ни Ге, ни Васнецов, ни Нестеров, ни Репин - не видели решения столь сложной задачи средствами станковой живописи. Кошелев принял решение писать основные сюжеты Крестного пути на холстах, разместив их на значительном расстоянии от пола и почти вплотную друг к другу.

В итоге создано 18 полотен, каждое высотой 3.5 м и шириной 2 м:

В нижней части каждого полотна помещена цитата из Евангелия со ссылкой на соответствующую главу и стих, которая соответствует изображению. Это показывает, что картины носят иллюстративный характер, и в них совсем нет вольных интерпретаций.

Татьяна Тыжненко, учёный секретарь Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, отзывается о Страстном цикле Н. А. Кошелева в Александровском подворье Иерусалима следующим образом:

Также для церкви Св. Александра Невского была создана картина «Голова Спасителя», но сейчас она висит в комнате для гостей на Александровском подворье. Её заменили картиной И. Е. Репина «Несение креста». По словам современного искусствоведа:

В связи с работой над картинами художник побывал в 1891 году в Палестине. Там он создал ряд художественных этюдов с видами святых мест:

Вот сегодняшнее мнение профессионала об этюдах Иерусалима работы Николая Кошелева:

Храм Спаса на Крови

В 1895—1899 годах художник выполнял эскизы для мозаик и росписей петербургского храма Спаса на Крови (Воскресения Христова на Крови). Является автором мозаик: в экстерьере — «Христос во Славе с припадающими св. Александром Невским и св. Николаем Мирликийским» (кокошник большого южного фронтона), в интерьере — «Бегство в Египет» (на восточной стороне) и «Преображение Господне» (в восточном полукуполе).

Работы в других православных храмах

Для церкви Воздвижения Креста Господня в Женеве (построена в 1863—1866 годах) Кошелев написал иконы Спасителя и Богородицы по сторонам от Царских врат, а также справа и слева от иконостаса — иконы «Воздвижение Святаго Животворящего Креста Господня» и «Свв. Кирилл и Мефодий».

В 1882 году был художник был привлечён к реставрации росписей главного купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в рамках большой программы ремонтных работ, начатых архитектором М. Е. Месмахером в связи с неравномерной осадкой здания собора.

Н. А. Кошелевым выполнена и картина-икона «Преображение Господне» в Свято-Троицкой церкви в Буэнос-Айресе (строительство церкви осуществлялось в 1898—1901 годах).

Работал над росписями Александро-Невского собора в Варшаве (росписи велись в 1900—1912 годах). После уничтожения варшавского собора сохранилась и перевезена в Покровский собор в Барановичах мозаика «Христос с донатором», представляющая князя, подающего Иисусу модель собора.

В церкви Казанской иконы Божией Матери в Вырице (Гатчинский район Ленинградской области), постро

Поделиться: