Образование получил в Нижегородской гр. Аракчеева военной гимназии. В 1887 году окончил Михайловскую артиллерийскую академию. В 1887?1892 преподавал в Московском пехотном юнкерском училище. С 1892 года — учёный секретарь опытной комиссии Офицерской стрелковой школы. С 1896 в Артиллерийском комитете ГАУ. В 1900?1914 редактор «Вестника Офицерской стрелковой школы».
В 1902 пожалован чином полковника.
С 1904 года — начальник Ружейного полигона офицерской стрелковой школы. Активно содействовал работам первых отечественных изобретателей и конструкторов автоматического оружия (В.Г. Фёдоров, Ф.В. Токарев, Я. У. Рощепей, В.А. Дегтярев, И. Н. Колесников и др.)
В 1909 пожалован чином генерал-майора.
С 1911 одновременно сотрудник редакции «Военной энциклопедии». В 1914 состоял при ГАУ для особых поручений.
С октября 1914 года — начальник Офицерской стрелковой школы, затем начальник Запасной пулемётной бригады. Осенью 1914 году разработал проект пушечно-пулемётного бронеавтомобиля «Гарфорд-Путилов», а в 1915 году — проект лёгкой трёхколёсной бронемашины, известной, как «трёхколёска» или бронеавтомобиль Филатова. Впоследствии руководил работами по серийной постройке и тех, и других бронемашин.
Генерал-лейтенант (1917).
С 1918 года — в РККА. Начальник Высшей стрелковой школы командного состава РККА (1918?1922), начальник оружейно-патронного отдела ГАУ. С 01.11.1922 — председатель стрелкового комитета РККА, затем в инспекции пехоты.
Умер в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище.
Один из его сыновей, офицер, погиб в первых боях Добровольческой армии против большевиков под Таганрогом в начале 1918 года.
1901?1918 — Ораниенбаум, Александровская улица, 15.