Семья и образование
Родился в семье священника Николая Константиновича Фиолетова. Жена — Надежда Юрьевна, получила образование на философском отделении Высших женских курсов, преподаватель русского языка, автор работы о кумранских рукописях, мемуарист.
Окончил Камышинское духовное училище, учился в Саратовской духовной семинарии, которую покинул в связи с революционными волнениями, в знак солидарности с исключёнными семинаристами. Окончил Царицынскую гимназию (1908), юридический факультет Московского университета (1913; удостоен золотой медали за сочинение о применении канонического права в Средние века), был учеником известного философа Евгения Трубецкого. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (1913—1916), одновременно являясь помощником присяжного поверенного.
Учёный
- С января 1917 — приват-доцент кафедры церковного права юридического факультета Московского университета.
- С мая 1917 — и. д. экстраординарного профессора церковного права юридического факультета Пермского университета. Автор работ «Церковь в обновленной России», «Государство и Церковь».
- В 1917—1918 участвовал в Поместном соборе Русской православной церкви в Москве, самый молодой член собора. Секретарь отдела собора «Правовое положение Церкви в государстве». Член юридического отдела и отдела по урегулированию бракоразводного процесса.
- С 1918 — профессор теории права и истории политических учений Пермского университета (в период, когда преподавание церковного права было отменено).
- В 1919 был юрисконсультом при управлении делами Верховного правителя (А. В. Колчака) и Совета министров, затем директором Второго Департамента Главного Управления по делам вероисповеданий в составе Совета министров Российского правительства в 1919 году.
- В 1919—1920 вместе с университетом находился в эвакуации в Иркутске, в период реэвакуации в Пермь был избран преподавательским составом временно исполняющим обязанности ректора (затем передал полномочия ректору, назначенному народным комиссариатом просвещения).
- В 1921—1922 — профессор, заместитель декана Института общественных наук Пермского университета.
- В 1922—1924 — профессор теории права и истории политических учений факультета общественных наук Саратовский университет, заместитель декана факультета. Вёл спецкурс по теории применения права. Участвовал в деятельности студенческого христианского кружка.
- В 1924—1931 — профессор Среднеазиатского государственного университета, участник работы университетского философского общества, где защищал православную точку зрения. Поддерживал связи с православными архиереями — владыками Арсением (Стадницким), Никандром (Феноменовым), Лукой (Войно-Ясенецким). Был близко знаком с архимандритом, будущим епископом Вениамином (Троицким).
- В 1931 был учёным секретарём Таджикского научно-исследовательского института.
- В апреле 1931 арестован, обвинён в голосовании против партийного кандидата на должность на факультете, в контрреволюционном влиянии на молодежь, в связях с церковными кругами. Находился в заключении в Сталинабаде, затем в Ташкенте. В октябре 1931 освобождён до вынесения приговора.
- В январе 1932 приговорён к трём годам ссылки в Новосибирск, где работал экономистом в планово-экономическом секторе Западно-Сибирского крайкомхоза.
- В 1933 был переведён в Томск, где в апреле-июле находился под арестом по обвинению в подготовке японской интервенции.
- В 1934 был освобождён их ссылки, работал преподавателем истории средних веков кафедры всеобщей истории Курского педагогического института. Посещал православный храм, был уволен из института без права на восстановление «за протаскивание на лекциях буржуазной идеологии» (за ношение православного крестика). Позднее формулировка была изменена, но преподавать в высших учебных заведениях Фиолетову на штатной основе так и не разрешили.
- С 1935 жил в Калинине, первоначально работал статистиком, затем заработывал статьями для журналов и Большой советской энциклопедии и преподавательской деятельностью по договорам, месяцами был без работы. В этот период трудился над богословским трудом «Очерки христианской апологетики».
- В 1939—1940 преподавал историю в техникуме в селении Высоковская (Московская область).
- В 1940—1941 преподавал историю в школе в Солнечногорске.
- 25 июня 1941 был арестован по обвинению «принадлежности к тайной церкви, симпатии к фашизму», отправлен в Омск, где в 1942 приговорён к 10 годам лишения свободы.
- В 1942—1943 находился в Мариинских лагерях, в конце жизни был переведён в инвалидный лагерь на станции Антибес, где скончался от пеллагры, развившейся на почве крайнего истощения.
Взгляды на церковные проблемы
Н. Ю. Фиолетова вспоминала, что в период гражданской войны
Негативно относился в обновленческому движению в Русской церкви; в то же время его реакция на разделения внутри патриаршей церкви носила более сложный характер. В воспоминаниях Н. Ю. Фиолетовой приводится мнение её супруга о том, что в условиях советской власти для церкви
Однако позднее он уничтожил свою рукопись «Два пути», когда счёл, что митрополит Сергий (Страгородский), избравший путь икономии, зашёл слишком далеко в своих отношениях с властями.
Основным трудом профессора Фиолетова являются «Очерки христианской апологетики» (посмертно опубликованы в 1992), представляющие собой защиту и обоснование христианского вероучения. Считал, что православное вероучение согласуется с результатами научных исследований (в том числе с учением об эволюции), что
Данные о пребывании в лагере
В воспоминаниях Н. Ю. Фиолетовой содержатся данные о последнем периоде жизни её супруга, известном ей по его письмам из лагеря:
Труды
- Рецепция (принятие) как источник церковного правообразования. Юридический вестник. 1917. № 1.
- Проблема отношений Церкви и государства в современном православном Церковном сознании // Сборник статей Пермского университета. Пермь, 1918.