Популярные
На фото Николай Николаевич Соловцов

Николай Николаевич Соловцов

российский актёр, режиссёр, антрепренёр
Биография

Биография

Николай Соловцов родился 3 (15) мая 1857 года в Орле. Происходил из дворянской семьи; воспитывался в орловской гимназии, но курса не окончил. Рано проявил актёрский талант: участвовал в гимназических и домашних спектаклях. Впервые выступил на профессиональной сцене в 1876 году в Орле — в антрепризах Э. Ф. Сервье и Г. М. Черкасова.

В 1875—1876 годах служил вместе с П. П. Васильевым в «Артистическом обществе» Ярославля, затем участвовал в антрепризах В. А. Смирнова («определенного амплуа не занимал, играл решительно все и переиграл множество ролей»).

В 1876—1882 годах Соловцов играл в провинциальных театрах в Ярославле, Саратове, Оренбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Астрахани, Ростове-на-Дону, Тамбове, Полтаве, Харькове, Таганроге, а также в Киеве.

В 1882 году Соловцов впервые попадает на столичную сцену: играет в Александринском театре в Санкт-Петербурге, затем в составе труппы М. В. Лентовского в Москве и Нижнем Новгороде.

В 1884 году состоялся дебют Соловцова-режиссёра: он ставит спектакли в московском Немецком клубе. В 1887—1889 годах служит в театре Корша в качестве актёра и режиссёра, в 1889—1890 — в Московском театре Абрамовой.

В 1891 году совместно с Е. Я. Неделиным, Т. А. Чужбиновым, Н. С. Песоцким Соловцов создает в Киеве «Товарищество драматических артистов» (впоследствии — Театр Соловцова) и с 1893 года до конца жизни руководит им. Театр Соловцова стал основой Русского драматического театра в Киеве (сейчас Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки).

Одновременно в Одессе Соловцов создаёт городской театр, где кроме драмы организует итальянскую оперу.

Издавал и редактировал в течение двух лет «Киевскую газету» (1897—1898).

Как актёр Соловцов выдвинулся исполнением ролей «Скупого» Мольера, Несчастливцева в «Лесе», городничего в «Ревизоре», Расплюева в «Свадьбе Кречинского».

Умер 12 (25) января 1902 года в Киеве.

Творчество

«Судьба дала Фёдорову представительную внешность, сильный голос, мощный темперамент и проницательный ум». Как актёр он «был неподражаемо хорош даже в ничтожных ролях бытового репертуара, создавая цельный, вполне законченный тип». Он играет массу характерных и комических ролей в пьесах Островского, Сухово-Кобылина, Гоголя. Созданные им на сцене образы просты, естественны и правдивы: пригодились наблюдения, полученные за время работы в провинциальных театрах. Трагические роли же ему не давались: не хватало драматического темперамента.

В собственном театре Соловцов смог проявить себя и как актёр, и как режиссёр, и как не менее талантливый администратор. Его антреприза со временем превратилась в крупный богатый частный театр, один из самых сильных в провинции. Постановки в Театре Соловцова не уступали столичным, чему способствовала и серьёзная режиссёрская и актёрская работа над каждым спектаклем (Соловцов едва ли не впервые на отечественной сцене отказался от суфлёра), и постоянная труппа, и тщательный отбор репертуара.

Русская бытовая комедия стала своеобразной визитной карточкой Театра Соловцова: Л. М. Леонидов считал, что, например, «Плоды просвещения» здесь были поставлены лучше, чем в Малом театре или Театре Корша. При этом Соловцов грешил тягой к броским сценическим эффектам: «мишура мелодрамы, феерии и фарса неотделима от властного обаяния соловцовского театра».

Труппу театра Соловцова составляли известные провинциальные актёры: М. М. Глебова (по мужу Соловцова), И. П. Киселевский, И. М. Шувалов, Н. П. Рощин-Инсаров, М. И. Велизарий, А. А. Пасхалова, В. И. Немирович-Данченко, А. Я. Глама-Мещерская, А. В. Дарьял, Н. А. Лисенко.

Помимо прочего, Соловцов известен и как драматург: он пишет пьесы «Евлалия Рамина» и «В дали» и переводит с польского комедии «Невольницы» и «Тёплая вдовушка».

Режиссура в театрах

  • 1887 — «Иванов» А. П. Чехова
  • 1889 — «Леший» А. П. Чехова
  • 1891 — «Ревизор» Н. В. Гоголя
  • 1891 — «Медведь» А. П. Чехова (водевиль был изначально посвящен автором Соловцову)
  • 1891 — «Свадьба» А. П. Чехова
  • 1895 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого
  • 1896 — «Чайка» А. П. Чехова
  • 1897 — «Иванов» А. П. Чехова
  • 1898 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова
  • 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова

также:

  • «Зимняя сказка» У. Шекспира
  • «Мадам Сен-Жан» В. Сарду
  • «Смерть Иоанна Грозного»
  • «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого
  • «Царь Борис» А. К. Толстого
  • «Одинокие» и «Возчик Геншель» Г. Гауптмана

Роли в театре

  • 1882 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Иоанн Грозный
  • 1882 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Кречинский
  • 1882 — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева — Василий Коркин
  • 1887 — «Отжитое время» («Дело») Сухово-Кобылина — Варравин
  • 1887 — «Медведь» А. П. Чехова

также:

  • «Бедность не порок» А. Н. Островского — Любим Торцов
  • «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев
  • «Бесприданница» А. Н. Островского — Карандышев
  • «Лес» А. Н. Островского — Несчастливцев
  • «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Васильков и Телятев
  • «Светит да не греет» А. Н. Островского — Рыбачев
  • «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Расплюев
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий
  • «Женитьба» Н. В. Гоголя — Кочкарев
  • «Власть тьмы» Л. Н. Толстого — Никита
Поделиться: