Популярные
На фото Николай Николаевич Вилинский

Николай Николаевич Вилинский

известный украинский советский композитор и выдающийся педагог, засл
Биография

Биография

Начал серьёзно заниматься музыкой самостоятельно в годы обучения в Ананьевской гимназии, дирижировал церковным хором, организовал школьный оркестр народных инструментов. В его начальное музыкальное становление внесла свою лепту его мать, бывшая пристойной пианисткой. Однако, по настоянию своего отца Вилинский после окончания гимназии в 1906 году поступает на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, который он успешно окончил в 1912 году.

С 1920 года Вилинский преподавал в Одесской консерватории, утвержден в звании профессора (1926). Возглавлял Одесскую областную организацию Союза композиторов Украины, в которой его заместителем и ответственным секретарем были его ученики Л.Гуров, С.Орфеев. С. Д. Орфеев пишет в своих воспоминаниях о своем учителе: «На творческих заседаниях в Союзе композиторов мнение Н.Вилинского было решающим, так как он имел счастливую способность сразу охватить положительные и отрицательные стороны в произведении. Иногда, по совету Николая Николаевича авторы тут же исправляли наиболее существенные недостатки своих произведений». В 1930-е годы у Н. Н. Вилинского учились по классу специальной гармонии Эмиль и Лиза Гилельс, Давид Ойстрах, Яков Зак и ряд других выдающихся музыкантов.

С 1941 профессор Ташкентской консерватории, с 1944 профессор, заведующий кафедры Теории Музыки Киевской консерватории. Автор симфонических сюит, кантат, вокально-хоровых обработок украинских, русских и молдавских народных песен, романсов, камерно-инструментальных сочинений, а также ряда теоретических работ и статей. В 20-е годы композитор создал «Балладу в форме вариация на украинскую народную тему» op. 5, пьесы «Мечты» и «Раздумья» op. 7 (1925), «Элегическую сюиту» op.8 (1914—1925), «Детский альбом» — восемь пьес в четыре руки op. 11 (1925).

К юношеским произведениям композитора принадлежат миниатюры без опуса: «Грустная песенка», «Траурный марш», «Две мазурки», «Элегия», «Вальс», «Марш» (1905—1909), «Прелюдии No.1 и No. 2» (1909, заново отредактированы в 1949 и 1925 годах). «Прелюдия для левой руки», «Фуга» си-бемоль минор, «Русские вариации в эпическом стиле на оригинальную тему» op. 3 (1913—1914).

Позднее Н.Вилинский пишет «Образцовые вариации» op.29 (как пособие по курсу гармонии для студентов-композиторов — 1947), «Вариации No 1 и No 2.» op. 33 (1949), «Четыре миниатюры памяти А.Лядова» op. 40 (1956). В 20-30 х. гг. Н. Вилинский сыграл большую роль в развитии национальной музыкальной культуры Молдавии. Он много ездил по самым глухим ее районам и собирал народные песни и танцевальные мелодии. В результате многолетней кропотливой работы было издано большое их количество, эти произведения вошли в репертуар капеллы Дойна, кроме того, появились 3 сюиты для симфонического оркестра на молдавские народные темы и кантата «Молдавия» для хора, солистов и симфонического оркестра op.21 (1937—1939). В Молдавии стали работать его ученики: ставший директором Кишиневской консерватории и возглавлявший в те годы Союз композиторов Молдавии Д. Гершфельд, Л. Гуров, и др.

Н. Н. Вилинский участвовал в издании собрания сочинений Н. В. Лысенко. Он редактировал XIII и XIV тома, причем часть неизданных произведений он восстановил по черновикам и наброскам, а незаконченные работы композитора по поручению редакционной коллегии закончил.

Список произведений

Фортепианные произведения

  • Опус без номера. Пьесы для фортепиано: Грустная песенка, Траурный марш, Две мазурки, Элегия, Вальс, Марш «Ту-ту». Прелюд No 1, Прелюд No 2, Прелюд No 3, Прелюдия для левой руки ( «Советский композитор», K., 1961)
  • Опус 2.Фуга для фортепиано. 1913
  • Опус 3. "Русские вариации в эпическом стиле" для фортепиано на оригинальную тему. 1914
  • Опус 4. "Баллада в форме вариаций для фортепиано на украинскую народную тему". 1917-1925 гг. ( «Искусство», К., 1939 и 1950)
  • Опус 5. "Этюд-скерцо" для фортепиано. 1918
  • Опус 6. "Элегическое сюита" - восемь прелюдий для фортепиано. 1914-1918 гг. ( «Музгиз», М., 1926).
  • Опус 7. Две пьесы для фортепиано: «Мечта», «Размышления» ( «Музгиз», М., 1926)
  • Опус 10.Соната для скрипки и фортепиано. 1929
  • Опус 11 "Детский альбом" - восемь пьес для фортепиано в 4 руки. 1925 г. ( «Искусство», К., 1940).
  • Опус 29. Образцовые вариации для фортепиано. Руководство по курсу гармонии для студентов-композиторов. 1947
  • Опус 33. No 1. Вариации на оригинальную тему (Д-дур) для фортепиано. 1949 No 2. Вариации для фортепиано. 1949
  • Опус 40. «Четыре миниатюры памяти А. Лядова» для фортепиано. 1951

Симфонические, вокально-симфонические, хоровые произведения

  • Опус 1. «Характеристические танцы», сюита для симфоничого оркестра. 1910
  • Опус 16. Сюита No 1 на молдавские народные песни для симфонического оркестру.1932 г.
  • Опус 17. Сюита No 2 на молдавские темы для симфонического оркестра. 1933
  • Опус 18. «Походный марш» для духового оркестра. 1935
  • Опус 21. «Молдавия» - кантата для хора, солистов, симфонического оркестра на слова Л. Корняну. 1937-1939 гг.
  • Опус 22. Музыка к кинофильму «Счастье быть молодым» (Одесская киностудия) .1937 г.
  • Опус 24. Обработка «Завещания» Т. Г. Шевченко для хора и симфонического оркестра. 1939
  • Опус 28. Сюита No 3 на темы молдавских народных песен для симфонического оркестра 1944 - 1945 гг.
  • Oпус 39. Обработка песни «Стоит гора высокая» для хора, солистов, симфонического оркестра. 1951
  • Опус 41. «Балетная сюита» в 4 частях для симфонического оркестра. 1956
  • Опус без номера. Хоры на тексты П. Тычины (Рукописи не найдены).

Камерно-вокальные произведения (романсы и песни, обработки украинских, российских, молдавских песен)

  • Oпус без номера. Романсы и песни на слова А. К. Толстого: «Ушкуйники»,« Грядой клубится белою ... », « Деревце мое миндальное »,« О, если б ты могла хоть на единый миг ... »,« спесь »,« Я тебя целовала » на слова А. Майкова, «Какой тяжелый сон» на слова В. Соловьева «Яркие звездочки горят» на слова М. Минского. 1908-1913 гг.
  • Опус без номера. «Песню устало петь» и «За светом тень», слова Е.П.Вилинской .1915 г.
  • Опус 8. "Юморески", четыре песни на слова Кузьмы Пруткова. 1920
  • Опус без номера. Два романса на слова Е.П.Вилинской: «Сирень», «Куда ни посмотри - торжественный простор». 1925
  • Опусы 14, 15, 18, 20. 28 обработок молдавских народных песен для голоса соло, для хора и фортепиано. 1930 - 1937 гг. Некоторые из них напечатаны в сборнике, изданном Комитетом по делам мистетцв Молдавской ССР в 1940 г.
  • Опус без номера. Две песни на слова А. С. Пушкина: «К Чаадаева», «Стрекотуха белобока». 1937 г. (Для журнала «Советская музыка», No 6, 7 за 1937 г.)
  • Опус 25. Обработка восьми молдавских народных песен для голоса и фортепиано.1941 г.
  • Опус 26. Пять обработок узбекских народных песен для голоса и фортепиано. 1942
  • Опус 30. Четыре обработки молдавских народных песен для голоса и фортепиано, записанных от А. Борща.
  • Опус 31. Обработки украинских народных песен: 1. «Стоит явор над водой» (Советский композитор ", К., 1961),« Ой, вербо, вербо »,« О Кармалюка »,« Ой повеса ... »(« Советский композитор », К., 1960). 1949
  • Опус 32. Две обработки русских народных песен: «Утес», «Ах, летят утки ...» (Советский композитор ", К., 1960). 1949
  • Опус 35. Три обработки украинских народных песен: «В вишневом саду», «Ой миры, місяченьку», «Идет дождь» ( «Советский композитор», К., 1961) .1950 г.
  • Опус 36. Обработка русской народной песни «Вниз по Волге-реке» для баса и фортепиано. 1950
  • Опус 37. Две обработки молдавских народных песен для голоса и фортепиано: "Эй, моя кукушка", "Тракторул". 1951
Поделиться: