Популярные
На фото Николай Ротанов

Николай Ротанов

советский живописец, график, художник
Дата рождения:
1940-05-10
Биография

Биография

Родился 10 мая ( по некоторым данным 19 мая) 1940 года в г. Мытищи, в Подмосковье. В 9 лет с семьей переехал в Москву. В Москве начал заниматься в городском доме пионеров в студиях рисунка и скульптуры. По рисунку — у Воронина, по скульптуре — у О.Иконникова.

В 1961 году поступил в Московский Государственный Педагогический институт (МГПИ) на художественно-графический факультет.

1966 окончил институт и участвовал в 7 Молодёжной выставке. В дальнейшем участвовал во многих всесоюзных и республиканских выставках Московского союза художников (МОСХ). Член Союза художников с 1978 года.

С 1967 работал руководителем художественной студии при ДК Московского Энергетического института (МЭИ).

С 1968 преподавал в Заочном Народном университете искусств. С конца 1970-х годов Ротанов начал заниматься экспериментальным искусством: беспредметной живописью и графикой, презентующей стихи левых советских поэтов А. Кручёных, Г. Айги. Его работы перестали принимать на официальные выставки.

С середины 1980-х художники МОСХа стали устраивать выставки своих экспериментальных работ, предназначенные для коллег и искусствоведов. В них вместе с Ротановым принимали участие Э. Булатов, Л. Пурыгин, И. Чуйков, Г. Брускин и др..

Апрель 1986 Выставка «Научно-технический прогресс и искусство» в ЦДХ. В разделе авангарда выставлялись работы таких художников как: А. Древин, Н. Удальцова, П. Кузнецов, А. Экстер, А. Лентулов, Е. Веснин, В. Татлин, А. Тышлер, Д. Штеренберг, А. Родченко, Н.Гончарова. В разделе современного искусства: Д. Плавинский, А. Гросицкий, Ю. Злотников, Н. Ротанов.

Апрель 1988 г. Выставка советских и итальянских художников в Манеже. 1989 «Выставка без жюри» на Кузнецком мосту. Ротанов показывал беспредметную живопись.

1992 Выставка современного искусства, организованная СТАРТ ЦВЗ. Участники: А. Зверев, М. Шемякин, Э. Неизвестный, О. Целков, В. Яковлев, Н.Ротанов и др..

Скончался 09 января 2010 года.

Творчество

Все четыре десятилетия творческой биографии Николая Михайловича Ротанова (род.1940) прошли под знаком непрерывного поиска. Почти незнакомое широкому зрителю, его искусство пронизано бунтарски-экспериментаторским духом, на протяжении ХХ столетия царившим в неподцензурных арт-кругах России.

Одаренный выпускник художественно-графического факультета Московского государственного педагогического института, который он окончил на излете «оттепели», с 1966 участвовал во многих выставках (под эгидой Московского союза художников, республиканских и всесоюзных) и легко мог бы «продвинуться». Однако казенному благополучию он предпочел свободу самовыражения и творческих исканий. С конца 1970-х, уже вступив в Союз художников, Ротанов увлекся авангардным искусством, в том числе беспредметным, и стал активно разрабатывать направление, известное как «книга художника». В наши дни несколько его авторских «томов» хранит Музей книги Российской государственной библиотеки. После того как мастер оформил ряд самиздатовских сборников «левой» поэзии, прежде всего Геннадия Айги и Алексея Крученых, его работы перестали принимать на официальные выставки. Прокормить семью позволяла лишь работа в Заочном Народном университете искусств и в изостудии ДК Московского Энергетического института. Вновь обрести хотя бы ограниченный круг зрителей художник смог в середине 1980-х в рамках краткосрочных творческих показов экспериментальных работ членов МОСХа, где в числе прочих демонстрировались произведения московских нонконформистов Э.Булатова, И.Чуйкова, Г.Брускина, Л.Пурыгина.

Важной вехой своего пути Ротанов считает выставку «Научно-технический прогресс и искусство» (Москва, 1986), где он был представлен в одном ряду с классиками авангарда — В.Татлиным, А.Древиным, А.Экстер, А.Тышлером, А.Родченко и др. — и с такими современниками, как Ю.Злотников и Д.Плавинский. С этого момента Ротанов регулярно участвовал в групповых выставках, в том числе за рубежом. Именно там сегодня находится обширный пласт его творчества. Первым коллекционером работ Ротанова стал Георгий Костаки, однако в постсоветские годы немало произведений, которые сам автор считал лучшими, «ушли» за границу, и нынешняя их судьба неизвестна. Черпая сюжеты в повседневной жизни, мастер ставил себе сложные формальные задачи, в решении которых прибегал к широкому спектру технических приемов и стилистических направлений. Диапазон интересов художника и используемых им «отсылок» простирается от древнерусской иконы и наследия Серебряного века до фовизма, абстрактного экспрессионизма, минимализма и других авангардных течений второй половины ХХ столетия.

Абстрактные композиции перемежаются фигуративными, натурные мотивы дополняются условными деталями, геометризованным орнаментом; в полотна нередко вводятся надписи, структурно-геометрические мотивы и разделение на зоны-«клейма», в каждой из которых разворачивается собственный сюжет. Ротанов охотно применяет «принцип коллажа», характерный для искусства всего прошлого века. В графике он рискует совмещать на одном листе оттиски в разных техниках гравюры, карандашные рисунки, акварель и наклейки, экспериментирует и с фактурой, вводя в свой арсенал текстиль и авторскую бумагу с тиснением.

Публикации

«Николай Ротанов Живопись графика» (Автор: Ротанов Н. Издательство: just design, РОСТ Медиа Год выпуска: 2009)

Поделиться: