4 мая 1929 года в столице Бельгии, Брюсселе, появилась на свет девочка, которую назвали Одри Кэтлин. Ее мать, баронесса Элла Ван Хеемстра, происходила из старинного рода голландских аристократов. В первом браке с дворянином Ван Уффордом она родила двоих сыновей – Александра и Яна, а дочь стала плодом второго замужества. Об отце Одри, ирландце Джозефе Растоне, известно очень немного достоверных фактов, и один из них – служба консулом на Яве в начале двадцатых годов. Скорее всего, там родители Одри и познакомились. Впоследствии псевдонимом знаменитой актрисы станет фамилия ее прабабушки по отцовской линии – Хепберн.
Имея двух старших братьев, поневоле перенимаешь их манеры и увлечения, так что до школы Одри ничуть не интересовалась обычными девчоночьими занятиями, а вместо кукол играла с домашними котами и собаками. В пять лет девочку отправили в английскую закрытую школу в английском графстве Кент, и там ей сначала пришлось нелегко – сверстницы дразнили Одри за чрезмерную полноту, застенчивость и бельгийский акцент. Надо сказать, что акцент был единственной проблемой, связанной с языком – девочка чуть ли не с младенчества легко говорила на английском, французском и голландском. Но постепенно жизнь наладилась, особенно после того, как у Одри обнаружились большие способности к балету.
В 1935 году в семье Одри произошли перемены – постоянно ссорившиеся родители развелись. Позже мать пояснила Одри, что застала мужа в постели с няней, но и это не изменило мнения девочки об отце. Одри любила его больше матери, обладавшей очень строгим нравом, и уход Джозефа из семьи стал одним из самых болезненных моментов ее жизни. Через много лет она отыскала отца и помогала ему материально. Развод родителей всерьез отразился и на отношениях Одри с мужчинами – выходя замуж, Одри постоянно боялась, что ее бросят.
Когда началась Вторая мировая война, мать Одри, жившая с сыновьями в голландском городе Арнеме, немедленно привезла дочь домой, считая Голландию более безопасным местом, чем Англия. В Арнеме Одри продолжала учиться в школе и посещала балетный класс в консерватории. Карьера балерины стала ее мечтой, причем девочка хотела танцевать сольные и главные партии, а потому усердно работала над собой. По счастью, проблема веса перед ней больше не стояла и не встала никогда – в 1944 году в Голландию пришел голод. Недоедание принесло Одри целый букет болезней, но зато она выяснила, что человек может вынести очень многое. Жестокие военные времена научили Одри быть благодарной уже за то, что она жива, и понять, что отношения между людьми гораздо важнее, чем карьера и деньги.
В 1945 году Одри вместе с матерью переехала в Амстердам и здесь продолжала совершенствоваться в балетном искусстве. Чтобы платить за балетную школу, Элла Ван Хеемстра работала медсестрой, потом – в цветочном магазине и в салоне красоты. Помогая матери, Одри начала делать шляпки и продавать их клиенткам, причем из самых обыкновенных головных уборов делала буквально произведения искусства. В 1947 году она получила неожиданное предложение и очень удачно снялась в голландской документальной комедии «Голландский за семь уроков», хотя эту работу рассматривала только как лишний доход.
Узнав о том, что в Лондонской Академии можно не только заниматься балетом, но даже получить на время обучения стипендию, Одри прошла долгие эмиграционные формальности и в 1948 году наконец очутилась в Лондоне. Училась она у прославленных мастеров балета Мари Рамберт и Вацлава Нижинского. Именно Мари Рамберт сказала девушке, что примы из нее не выйдет – превратиться в звезду балета помешают слишком высокий рост и полученные во время войны болезни. И Одри решила стать драматической актрисой, тем более что маленький опыт у нее уже имелся.
На решение оставить балет повлияло и финансовое положение. Мать Одри, потомственная аристократка, работала, чтобы платить за уроки дочери, а учиться нужно было еще пять лет. Вместе с другими студентками Мари Рамберт Одри подрабатывала моделью, но тогда за это платили очень мало. Попыталась она и устроиться танцовщицей в ночной клуб – но ритмы современного танца оказались слишком непривычны для балерины, воспитанной на классике. Одри появилась в нескольких музыкальных постановках и привлекла внимание Энтони Бошама, знаменитого фотографа. Бошам разметил ее фотографии в известных английских журналах, в том числе – в знаменитом «Vogue». Во внешности Одри действительно было какое-то особенное очарование, она притягивала взгляды даже не своей игрой или танцем – просто лицом. Но вот рекомендация Бошама для «Metro-Goldwin-Mayer» в жизни Одри ничего не изменила – киностудия никакого интереса не проявила.
И все же кинематографическая карьера потихоньку сдвигалась с мертвой точки. В 1951 году вышло сразу пять фильмов, в которых снялась Одри. Все эти работы были эпизодическими, но в том же году она получила уже вполне серьезную роль в фильме «Засекреченные люди». Торольд Дикинсон, режиссер этой картины, сказал, что этой актрисе нет нужды учиться мастерству и овладевать техникой игры – интеллигентность и естественность сияют и так, а внешностью она похожа на фею. Правда, интереса зрителей Одри не вызвала, но зато сразу получила приглашение на роль в комедийной ленте «Дитя Монте-Карло». Съемки проходили в Монако, и там произошла знаменательная встреча, изменившая для Одри многое. Французская писательница Колет увидела в Одри главную героиню своей пьесы «Жижи», и Одри восприняла ее предложение как невероятную удачу.
Премьера «Жижи» состоялась в бродвейском театре Фултона в ноябре 1951 года, и ей предшествовали очень тяжелые для Одри дни. Играть на сцене она не умела совершенно, и несколько раз ее даже собирались уволить. Но выяснилось, что магнетизм вполне заменяет техничность – и пьесу, и зрители приняли Одри восторженно, после премьеры спектакль пришлось играть ежедневно в течение полугода. Премия «Theatre World Award» подтвердила, что успех – результат большого таланта. Мнение критиков полностью разделил и режиссер Уильям Уайлер, выбравший Одри на главную женскую роль в знаменитой романтической комедии «Римские каникулы». Уайлер не ошибся – Одри выглядела самой настоящей принцессой, она была словно создана для этой роли.
Партнером малоизвестной актрисы стал великий Грегори Пек. Его имя изначально планировали разместить над названием комедии крупными буквами, но Пек, считавший, что Одри непременно получит за свою роль «Оскара», добился справедливости, и имя актрисы на афишах напечатали столь же крупно. Предсказание Грегори Пека сбылось – Одри Хепберн действительно стала обладательницей золотой статуэтки. Фильм «Римские каникулы» обрел огромный успех, и к актрисе пришла мировая слава.
Разумеется, пресса мгновенно разнесла слух о романе Одри с Грегори Пеком – но в действительности ничего подобного не происходило. Сама актриса говорила, что в партнера, с которым играешь любовь, следует быть немного влюбленной, но выносить эту любовь за пределы игры совсем необязательно. Сплетни не имели под собой основания хотя бы потому, что в 1954 году Одри вышла замуж.
Сразу после съемок она вернулась в театр, чтобы играть русалку в спектакле «Ундина», и ее партнер, тридцатисемилетний актер Мел Феррер, сумел покорить сердце принцессы «Римских каникул». Итогом стала свадьба, а шесть лет спустя у супругов родился мальчик Шон. 1954 год вообще стал для Одри очень счастливым. Она обрела любовь и окончательно упрочила свою актерскую репутацию, получив за образ, созданный в «Ундине», театральную премию «Tony Award» – причем церемония вручения прошла всего через полтора месяца после «Оскара».
Следующим успехом Одри Хепберн стала вышедшая в том же 1954 году комедия Билли Уайлдера «Сабрина» – история американской Золушки. Помимо нового витка актерской славы этот фильм сделал актрису едва ли не законодательницей мировой моды и подарил ей нового друга – Юбера де Живанши, великолепного модельера, придумавшего для «Сабрины» роскошные костюмы.
В 1956 году вышел фильм Кинга Видора «Война и мир», где Одри Хепберн исполнила роль Наташи Ростовой. Кинокритикам эта экранизация не понравилась, но отрицать талант актрисы они не могли. И звездный путь Одри Хепберн продолжился. Она играла со многими знаменитыми актерами – Фредом Астером, Хэмфри Богартом, Гарри Купером, Шоном Коннери, Джорджем Пеппардом. И большинство партнеров по съемочной площадке стали ее друзьями.
Одна из лучших работ актрисы – роль Холли в драматической комедии Блэйка Эдвардса «Завтрак у Тиффани» (1961 год), ставшая культовым образом голливудского кино. Сама Одри говорила, что образ Холли Голайтли – самый джазовый в ее карьере. Играть свою полную противоположность, эксцентричную и легкомысленную экстравертку было неимоверно тяжело, но зато актриса доказала критикам, что ее успех основан не только на врожденном обаянии.
К сожалению, личная жизнь Одри значительно отличалась от ее карьеры. Возможно, она сыграла бы в гораздо большем количестве прекрасных фильмов, но из-за мужа, не сумевшего стать звездой, приходилось часто отказываться от хороших ролей и соглашаться играть в посредственных лентах с его участием. После долгожданного рождения сына семейная жизнь разладилась окончательно. Мел не мог простить жене ее успеха. Помня о собственном горе из-за ухода отца, Одри старалась сохранить семью, но все же не сумела, и в 1965 году они с Феррером расстались.
Второй муж актрисы, психиатр Андреа Дотти, оказался полной противоположностью Мела – итальянец, аристократ, весельчак, а вдобавок специалист по женским неврозам. В Одри он влюбился давным-давно, увидев ее на съемках «Римских каникул». Андреа был на девять лет младше, но это ничему не мешало. Они поселились в Риме, и впервые за свою жизнь актриса обрела время и возможность жить для себя и любимого – бездумно бродить по городу, часами подыскивать мужу подарки, ходить с сыном в кино. С огромным удивлением Одри поняла, что смотреть кино куда приятнее, чем в нем сниматься, и решила оставить свою профессию. Вскоре родился еще один сын, которого назвали Люком. Но семейное счастье продлилось не так уж долго – при всех достоинствах Андреа у него имелся и очень большой недостаток. К началу семидесятых в прессе начали регулярно писать о романах известного психиатра, и Одри подала на развод.
В 1976 году она вернулась в кинематограф, снявшись вместе с Шоном Коннери в приключенческой мелодраме Ричарда Лестера «Робин и Мэриэн», но высоких оценок этот фильм не получил. Не слишком популярными оказались и другие ее работы – всего четыре за тринадцать следующих лет. Ее последней ролью стал образ ангела в мелодраме «Всегда», снятой в 1989 году Стивеном Спилбергом.
В 1980 году Одри обрела новую любовь, и голландский актер и продюсер Роберт Уолдерс стал спутником актрисы до конца ее дней. Практически не снимаясь, актриса пожинала плоды своей былой звездности – блистала в свете немеркнущим обаянием, элегантностью и костюмами от Живанши. А еще занималась благотворительностью, всерьез посвятив себя помощи бедствующим детям.
Одри Хепберн умерла 20 января 1993 года от рака. Ее похоронили в швейцарском городе Толошеназе, и на похоронах было очень много ее коллег по профессии – друзья провожали в последний путь одну из лучших актрис XX века.