Популярные
На фото Огюст Маке

Огюст Маке

французский романист и драматург, известный своим сотрудничеством с Александром Дюма — отцом
Биография

Биография

Старший из восьми детей богатого фабриканта. Учился в лицее Карла Великого () с 1821 по 1830 год вместе с Теофилем Готье и Жераром де Нервалем.

С 1833 года входил в объединение романтиков вместе с Готье, Нервалем, Арсеном Уссе, Селестеном Нантейлем и другими. Преподавал в лицее Карла Великого историю. С 1836 года работал в «Фигаро» и писал пьесы.

В 1838 году Маке предложил директору театра Ренессанс Антенору Жоли пьесу «Карнавальный вечер». Жоли пьеса не понравилась, и Жерар Нерваль предложил показать её Дюма, который имел репутацию автора, способного исправить любое неудачное произведение. После того, как тот переписал пьесу (в окончательном варианте она получила название «Батильда»), её приняли к постановке. Премьера состоялась 14 января 1839 года. Нерваль представил Дюма своего друга Маке. В 1840 году Маке показал Дюма набросок романа, посвящённого заговору Селламаре «Добряк Бюва». Дюма предложил переработать его. С этого романа, получившего название «Шевалье д’Арманталь», началось сотрудничество двух авторов. Роман печатался фельетонами в газете «Ля Пресс» за подписью одного Дюма, хотя сам он не возражал против указания имени Маке. Однако Эмиль де Жирарден воспротивился этому, считая, что книга за подписью одного Дюма будет продаваться лучше: «Роман, подписанный „Александр Дюма“, стоит три франка за строку, подписанный „Дюма и Маке“ — тридцать су». Маке получил компенсацию в восемь тысяч франков и продолжил совместную работу с Дюма. По его словам, вначале он был «благодарен Дюма, восхищён и очарован им».

Следующим стал исторический роман из эпохи Людовика XIII, позднее названный «Три мушкетёра». Маке уверял, что он первый открыл «Мемуары господина д’Артаньяна…» Гасьена де Куртиля, однако, согласно формуляру марсельской библиотеки в 1843 году именно Дюма получил эту книгу.

Вместе с Маке Дюма были написаны «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Виконт де Бражелон», «Сальвандир» и другие романы, некоторые из которых переделывались для постановки в театре. Судя по переписке обоих авторов, Маке принимал значительное участие в работе.

В 1845 году в связи с выходом памфлета Эжена де Мерикура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», Дюма попросил у Маке письмо, в котором тот отказывался от авторских прав на совместно написанные произведения. Маке предоставил требуемое, но позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, утверждал, что письмо было «вырвано у него силой».

Чтобы доказать, что он является автором «Трёх мушкетёров», Маке опубликовал свою версию главы о смерти Миледи, однако, по словам Моруа:

На процессе о признании своего авторства, который Маке начал в 1858 году, ему не помогло письменное свидетельство бывшего главного редактора «Сьекль» Матареля де Фьенна, вспомнившего случай, когда Маке восстановил утерянную часть рукописи «Бражелона», с разницей с текстом Дюма в тридцать строк на пятьсот строк текста. Маке проиграл три процесса против Дюма. Друзья Дюма, в частности его секретарь Ноэль Парфе, пытались помирить бывших соавторов, но переговоры закончились ничем.

После смерти отца Дюма-сын обратился к Маке за разъяснениями о договорённостях, существовавших между старшим Дюма и ним. В своем письме Маке ответил, что каких-либо «тайных соглашений» между ними не было:

Маке был более 12 лет президентом Общества драматических авторов и композиторов. Офицер Ордена Почётного легиона (1861). Умер 8 января 1888 года в собственном замке в Сент-Мем, который, как любил говорить Маке, «выиграл своим пером». Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Вклад Маке в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. В 2010 году вышел фильм Другой Дюма про их соавторство и начало их соперничества.

Произведения Огюста Маке

  • De La Fontaine compar? comme fabuliste ? ?sope et ? Ph?dre (th?se de doctorat ?s-lettres, soutenue en Sorbonne), 1832
  • Le Beau d’Angennes, 1843
  • Deux Trahisons, 1844
  • une partie de l'Histoire de la Bastille, 1844* Le Comte de Lavernie, 1852
  • La Chute de Satan (suite du pr?c?dent), 1854
  • , 1857
  • La Maison du baigneur, 1857
  • La Rose blanche, 1858 (pour l'?tranger) et 1859 (en France)
  • L’Envers et l’Endroit, ?pisode de la fin du r?gne de Louis XIV, 1858
  • Les Vertes Feuilles, 1862
  • Paris sous Louis XIV. Monuments et vues, Paris, Laplace, Sanchez et Cie, 1883

В соавторстве с Франсуа Огюстом Жаном Арну и Жюлем Эдуардом Эльбаз ле Пуйолем:

Пьесы

  • Bathilde, 1839
  • Le Ch?teau de Grantier, 1852
  • Le Comte de Lavernie, 1854
  • La Belle Gabrielle, 1857
  • Dettes de c?ur, 1859
  • La Maison du baigneur, 1864
  • Le Hussard de Bercheny, 1865

В соавторстве с Жюлем Лакруа:

  • Val?ria, 1851 (постановка Комеди Франсез)
  • La Fronde, музыка Луи Нидермейера, (постановка Парижской Оперы), 1853

В соавторстве с Теодором Анне:

  • La Chambre rouge, 1852
  • L’Enfant du r?giment, 1854

В соавторстве с Дюма

Романы

  • Шевалье д'Арманталь
  • Сильвандир
  • Три мушкетёра
  • Двадцать лет спустя
  • Королева Марго
  • Граф Монте-Кристо
  • Графиня де Монсоро
  • Шевалье де Мезон-Руж
  • Жозеф Бальзамо
  • Бастард де Молеон
  • Les M?moires d’un M?decin
  • Ожерелье королевы
  • Виконт де Бражелон
  • Анж Питу
  • Ing?nue
  • Олимпия Клевская
  • Чёрный тюльпан
  • Сорок пять
  • Женская война

Пьесы

  • Три мушкетёра, 1845
  • Королева Марго, 1847
  • Шевалье де Мезон-Руж, эпизод времён жирондистов, 1847
  • Граф Монте-Кристо, 1848
  • Catilina, 1848
  • Юность мушкетёров, 1849
  • Шевалье д’Арманталь, 1849
  • Женская война, 1849
  • Urbain Grandier, 1850
  • Le Comte de Morcef, 1851
  • Villefort, 1851
  • Вампир
  • Графиня де Монсоро, 1860
Поделиться: