Иван Иванович Охлобыстин родился в Тульской области 22 июля 1966 года. Причем родился не в роддоме, а в «Поленово» - доме отдыха, где в то время отец Ивана занимал должность главврача. Матери будущего актера было всего восемнадцать лет, отцу же на момент появления на свет Ивана исполнилось шестьдесят два. Но, по воспоминаниям Охлобыстина, отец был очень интересный и остроумный человек, имевший на тот момент детей, превышавших возраст матери Ивана почти в два раза.
Детство актера протекало весьма обычно для рожденного в Советском Союзе. В школе он особенно не выделялся, хотя учителя и отмечали, что мальчик умен и сообразителен. Как и большинство детей, в восьмом классе Иван начал задумываться о том, какой след оставит в жизни. Уже к десятому классу он решил посвятить свою жизнь кинематографу. Окончив школу, Иван Охлобыстин поступает на режиссерский факультет ВГИКа. Неординарность мышления талантливого юноши была отмечена преподавателями ещё на вступительных экзаменах, а после зачисления популярность Ивана в среде студентов и преподавателей лишь росла.
Однако, проучившись лишь год, Охлобыстин был призван в армию. Срочную службу он отбывал в одном из подразделений ракетных войск, базирующемся в Ростове-на-Дону. Вполне возможно, что служба в армии Ивана Охлобыстина является огромной удачей для всех поклонников фильмов «ДМБ», так как именно во время службы будущий сценарист и почерпнул свой опыт сложных отношений среди военных. Кстати, трудно сказать, за что, но Иван в общей сложности провел три месяца на гауптвахте – достаточно приличный срок для обычного солдата за два года службы. Сам Охлобыстин оценивает этот опыт весьма иронично, говоря, что одиночный карцер был для него местом рассуждений о жизни и доставлял куда больше удовольствия, чем казарма.
После демобилизации Иван Охлобыстин восстанавливается во ВГИКЕ и обучается в мастерской Таланкина (ощущаете созвучность с фамилией генерала Талалаева из «ДМБ»?). Не только учебе, но и общественной деятельности он отдает всего себя и очень быстро добивается больших успехов в обеих этих сферах. Достаточно будет отметить, что он, еще будучи студентом, избирается в Союз кинематографистов СССР на должность секретаря.
Таланты молодого Ивана Охлобыстина, как в актерской работе, так и в режиссуре, были замечены не только специалистами, но и оценены зрителями. Актерская работа в фильме «Нога» (о Валерии Мартынове, парне, потерявшем в Афганистане ногу) была удостоена премии киевского кинофестиваля «Молодость-91» и кинофестиваля «Кинотавр-92», проходившего в Сочи. В «Зеленое яблоко, золотой листок» номинировалась сценарная работа Охлобыстина (фильм «Урод»), а режиссерская работа в фильме «Арбитр» удостоилась особого приза на «Кинотавре».
В 1992 году Иван Охлобыстин оканчивает ВГИК и погружается в жизнь московской богемы. Однако общение и кутежи с друзьями не мешают ему активно работать не только как сценаристу, но и как актеру – в фильмах «Приют комедиантов», «Хоровод», «Мания Жизели». Богемная жизнь привела Охлобыстина к встрече с Оксаной Арбузовой (сыгравшей главную роль в фильме «Авария, дочь мента»). Можно сказать, что эта встреча в хорошем смысле слова отняла свободу у Охлобыстина – молодые люди полюбили друг друга, а в 1995 году, осенью, сочетались законным браком. Как друзья Охлобыстина, так и он сам, отмечают, что Оксана оказала исключительно благотворное влияние на восходящую звезду российского кинематографа – Иван начал серьезно работать, куда реже употреблять спиртное и заинтересовался православием.
Охлобыстин пробовал себя не только в кино, но и в политике. Вступив в экологическую партию №Кедр», он участвовал в избирательной кампании и даже получил на это благословение патриарха, но игра в политику окончилась ничем. В отличие от политики, на поприще кинематографии Иван Охлобыстин достиг высоких успехов и уже к 2000 году стал популярен своими работами – и актерскими, и сценарными. Снимаясь в главных ролях (к примеру, роль Геры Кремова в фильме «8 ½ долларов»), актер не чурался и эпизодических ролей (скажем, роль особиста в фильме «ДМБ»). Но всегда его работы запоминаются зрителями и отмечаются критиками.
На рубеже веков (2001 год) Иван Охлобыстин обладал девятью наградами за актерскую работу, семнадцатью – за режиссуру. За сценарии он получил двадцать один приз. Немаловажна и особая награда, которую он получил из рук президента России В. В. Путина в 2001 году – золотые часы с именной гравировкой. Награды этой Охлобыстин удостоился за съемки пасхального Богослужения 1999 года в Белграде, во время бомбардировок Югославии американцами.
Наибольший резонанс в новом веке, без сомнений, был вызван картиной «Даун Хаус» (режиссура Романа Качанова), сценарий для которой написал Охлобыстин. Об этой работе говорили разное и зрители, и критики. За основную базу режиссер и сценарист приняли роман «Идиот» Федора Михайловича Достоевского. А так как в их руках произведение классика претерпело исключительно большие метаморфозы и превратилось в повествование о современных дегенератах, циниках и наркоманах, этот фильм был подвергнут жесточайшим нападкам критики. Охлобыстин в этом фильме сыграл Рогожина – и сыграл очень талантливо. И все же современное общество не способно простить переделку бессмертных творений. Возможно, это дело будущего… Но телеканал ТВЦ совместно с ВГИКом провели над фильмом суд и обвинили коллектив создателей фильма в извращении мысли классика, пропаганде каннибализма и в растлении молодого поколения. Понятно, и режиссер, и сценарист защищались всеми доступными средствами – что совершенно естественно при таком раскладе. Они даже обращались к тому факту, что сам Достоевский написал окончание своего романа отнюдь не характерно для того времени, но пока эти ссылки на «хулиганство» Достоевского современное общество не оценило и не признало.
Неизвестно, как можно трактовать тот факт, что сразу же после выхода на кассетах фильма «Даун Хаус» (2001 год) Охлобыстин уезжает в Ташкент и рукополагается в священники Ташкентской епархии. Это событие повергло в шок не только рядового зрителя, но и друзей Ивана. Общество отказывалось понимать, как может модный сценарист и актер вдруг покинуть шоу-бизнес и погрузиться в религию. Но вполне возможно, что Иван Охлобыстин давно готовился к подобному поступку, так как еще в конце ХХ века являлся ведущим телепрограммы «Канон».
Зимой 2001 года Охлобыстин вернулся в Москву и провел презентацию своего первого фильма из цикла «Жития святых» о князе Данииле. Позже были показаны фильмы о Дмитрии Ушакове, Василии Блаженном и Данииле Московском. По задумкам Охлобыстина «Жития святых» должны были включать в себя 477 серий, но, как это часто бывает, «на самом верху» мода на религиозные фильмы пошла на убыль, и проект повис в воздухе. То же произошло и с другой идеей – о серии передач, посвященных проблемам многодетных семей. Телевизионщики брезгливо открестились от этого проекта, назвав его махровой социальщиной. Подобные провалы планов подкосили бы кого угодно, и отец Иоанн (в миру Иван Охлобыстин) посвятил все свое время Богу – до 2005 года он служил в московских храмах.
Семья Охлобыстиных росла и требовала больших расходов. Оксана и Иван проживали с двумя сыновьями и четырьмя дочерями на сорока восьми квадратных метрах, на довольствии, положенном священнику, а обращение к мэру Москвы Лужкову по поводу улучшения условий не получило отзыва. Иван снова начал подрабатывать написанием сценариев – и в 2007 году вышел фильм «Параграф 78» режиссера М. Хлебородова. Популярность фильма подвигла авторов на продолжение – очень скоро появляется «Параграф 78: пункт 2». В том же году после весьма длительного перерыва Охлобыстин снялся в роли Григория Распутина в историческом фильме «Заговор» (режиссер Станислав Либин). Не следует думать, что отец Иоанн забыл о своем сане – разрешение на съемки в картине он получил в Патриархии Русской Православной Церкви. Это был первый случай в мировом кинематографе, когда в качестве главного героя в художественном фильме снимался действующий священник.
В 2009 году Иван Охлобыстин много и активно участвует в работе на съемочных площадках. Им сыграны роли Стаса Уточкина (фильм «Пуля-дура»), Вассиана – царского шута (фильм «Царь»), Ивана Гнедушева (фильм «Питерские каникулы»). Понимая, что совмещение служения Богу и актерской деятельности невозможно в принципе, Охлобыстин обращается в ноябре 2009 года с просьбой к Патриарху Кириллу об отстранении от службы в церкви. Прошение было удовлетворено в феврале 2010 года. При этом Патриарх указал, что когда священник Иоанн найдет нужным вернуться, временное запрещение будет снято…
В середине весны 2010 года на телеэкраны России вышел и сразу же стал популярным сериал «Интерны». В этом сериале Иван Охлобыстин играет ключевую роль до странности циничного доктора Быкова, которого обязали вести четверых интернов. Образ доктора Быкова не был специально написан для Охлобыстина, и тем не менее актер легко и элегантно вписался в роль. В результате сериал получился достаточно смешной, и в то же время в нем анализируются весьма стандартные для многих лечебных учреждений России ситуации. К тому же, за время съемок актерам и режиссеру удалось сделать так, что юмор не смог выродиться в откровенную пошлость.
Нельзя сказать, что сериал «Интерны» снимался легко. Для создания естественной, правдоподобной обстановки «настоящего» лечебного учреждения была создана точная копия больницы, общая площадь помещений в которой превышает тысячу квадратных метров. В этой «больнице» для съемки фильма установлено настоящее и реальное медицинское оборудование, и подобный прием, в общем-то, уникален для кинематографа России.
Конечно же, изобрести нечто новое достаточно трудно, и многие критики указали на аналогии между сериалами «Интерны» и более «старшего» западного «Доктор Хаус». Здесь можно много спорить, и в конце концов все зависит от режиссуры и игры актеров, а команда на съемках «Интернов» подобралась великолепная, что по достоинству оценивает российский телезритель.
Работа над сериалом продолжается, и хочется верить в то, что мы увидим игру Ивана Охлобыстина и в других фильмах, которые, безо всякого сомнения, станут популярными у российских зрителей.