26 сентября 1934 года в Москве родился мальчик Олег – будущий замечательный актер. На свет он появился в интеллигентной семье: отец, Валериан Ношреванович Басилашвили, много лет занимал пост директора Московского политехникума, а мать, Ирина Сергеевна Ильинская, посвятила себя филологии, стала доктором наук и автором «Словаря языка Пушкина». Один из дедушек Олега, грузин по национальности и полковник, был разжалован из армии за женитьбу на полячке, служил в полиции. Второй дед, выпускник духовной академии и архитектор, проектировал храмы. Но никто из ближайших родственников не имел отношения к театру, а потому увлечение мальчика сценой казалось родителям просто детской блажью.
В школе Олег учился плохо и не претендовал на лидерство, но обладал богатым воображением. Видимо, именно благодаря воображению театр потряс его не игрой актеров и даже не декорациями – мальчик увидел не сцену, а другой мир, совершенно не похожий на его собственную обыденную жизнь. Мечта об этом мире захватила Олега так, что он был готов даже не играть в театре, а мыть там полы, и представлял себе, что если фашисты нападут снова, он заляжет с пулеметом на крыше МХАТа и будет его защищать. Правда, никакой другой театр мальчик защищать не намеревался – только МХАТ.
Именно в школу-студию МХАТ Олег и отнес после школьного выпускного свои документы. Он стал студентом курса Павла Массальского – одного из самых сильных за все время существования этой театральной школы. Вместе с Олегом учились Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина. Красавица Татьяна, разбившая немало студенческих сердец, и стала в 1955 году женой Олега, считавшегося среди однокурсников самым талантливым, красивым и интеллигентным. Свадьбу отпраздновали в квартире Басилашвили – без обручальных колец и свадебного платья, как настоящие комсомольцы.
Через год после этого скромного бракосочетания Олег и Татьяна получили дипломы. Доронину пригласили на работу сразу несколько театров, а вот Олегу пришлось ехать в Сталинградский театр драмы. В провинцию супруги отправились вместе – Татьяна не захотела расставаться с мужем. Но прожили Басилашвили и Доронина в Сталинграде совсем недолго. Ни достойных ролей, ни перспектив не было, и режиссер отпустил их.
В Ленинграде, родном городе Татьяны, супруги устроились на сцену театра Ленкома, предоставившего им в качестве жилплощади одну из гримерных комнат. В 1959 году Георгий Товстоногов, художественный руководитель ленинградского Большого Драматического Театра, предложил Дорониной перейти в его труппу. Татьяна согласилась, выставив своим условием, что и ее муж будет зачислен туда же и получит роль в новой постановке. Условие будущей звезды было принято.
Через четыре года Басилашвили и Доронина расстались. Инициатором развода стала Татьяна, а Олег был ей очень благодарен за это – то глубокое, что их объединяло когда-то, исчерпалось, и кто-то должен был признать это первым. Но долгое одиночество Басилашвили было не суждено: очень скоро он женился снова. По легенде, бытующей в актерской среде, свою вторую жену, журналистку Галину Мшанскую, он увидел во время передачи «Телевизионный клуб молодежи». Галина вела программу, и Олег, заявив, что хочет жениться именно на этой девушке, явился прямо в телестудию в момент прямого эфира. Но какой бы ни была их первая встреча, Басилашвили подкупил Галину своей порядочностью и внутренней добротой. Чуть позже она выяснила, что положительные качества мужа сочетаются с весьма нелегким характером, но это ничего не изменило. Брак оказался очень счастливым, у супругов две дочки, которые не разочаровали их ни разу в жизни. Старшая, Ольга, получила специальность театрального экономиста и работает на телевидении, младшая, Ксения, окончила филфак, сейчас она – корреспондент радио «Эхо Москвы». Любопытно, что отец отговаривал обеих дочерей от театральной профессии – очевидно потому, что сам в полной мере испытал все прелести и горести актерской карьеры.
Дебют Олега Валериановича на сцене ленинградского БДТ – роль Степана Лукина в спектакле «Варвары» – оказался неудачным, и найти себя на сцене Басилашвили удалось не сразу. С 1967 года преимущественное развитие в творчестве Басилашвили получила комедийная грань его таланта. Режиссеры с удовольствием использовали его пластическую виртуозность, интеллигентную ироничность, некоторую отстраненность от создаваемого образа – все эти качества делали Олега Валериановича настоящим мастером перевоплощения, ни в какой роли не теряющим своего обаяния. Его лучшие театральные работы – роли Хлестакова в «Ревизоре» (1972 год), Серпуховского в «Истории лошади» (1975 год), Басова в «Дачниках» (1978 год), Джингля в «Пиквикском клубе» (1978 год), Войницкого в «Дяде Ване» (1982 год), Мамаева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» (1985 год). Сам Басилашвили считает самым интересным образ Простого Человека в постановке 1974 года «Энергичные люди».
Еще на втором году учебы Олег снялся в кино – это была роль Андрея в картине «Невеста» (режиссеры Григорий Никулин и Владимир Шредер). Но и в кинематографе его работы долгое время проходили практически незамеченными. Сегодня на счету Басилашвили множество ролей, демонстрирующих широту его творческого диапазона. Он сотрудничал с прекрасными режиссерами – Кареном Шахназаровым, Анатолием Бобровским, Валерием Усковым, Семеном Арановичем, но крайне редко соглашался играть, если персонаж или фильм чем-то его не устраивали.
В 1975 году Эльдар Рязанов утвердил Басилашвили на роль Ипполита в знаменитой «Иронии судьбы». Было отснято несколько эпизодов, но внезапно умер отец Олега Валериановича, и актеру пришлось отказаться от съемок. Рязанов снял его в своем следующем фильме – комедии «Служебный роман» (1977 году), и роль импозантного подлеца Самохвалова принесла Басилашвили огромную популярность.
В 1979 году на экраны вышел фильм «Осенний марафон» (режиссер Георгий Данелия), в котором Басилашвили получил роль главного героя – Андрея Бузыкина, внутренне опустошенного и безвольного человека, запутавшегося в собственной личной жизни. По утверждению критиков, три четверти успеха фильма – заслуга Басилашвили, создавшего даже не образ, а легко узнаваемый тип страдающего эгоиста. Игра Олега Валериановича привела публику в полную растерянность – его героя хотелось одновременно и любить, и осуждать.
Год спустя Олег Валерианович вновь сыграл мерзавца в рязановском фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Его персонаж граф Мерзляев прекрасно контрастировал с благородными актерами и гусарами, а высочайший уровень актерского мастерства заставил зрителей буквально влюбиться в Басилашвили. Не менее любимой стала и мелодрама Рязанова «Вокзал для двоих» (1982 год), где Олег Валерианович блестяще сыграл в дуэте с Людмилой Гурченко.
Басилашвили неоднократно исполнял похожие роли, но не повторился ни разу – благодаря своему таланту и способности изображать других, неизменно оставаясь собой. Его обаяние, мягкость, ирония помогали не просто воплощать образы, созданные сценаристами, но и делать их живыми, настоящими, превращаясь в соавтора и сорежиссера каждого своего персонажа.
В начале девяностых многие прекрасные советские актеры почти не появлялись на экранах из-за кризиса отечественного кинематографа. Коснулся кризис и Олега Валериановича. В это время он снимался очень мало, но среди его работ такие прекрасные роли, как Елистратов в «Небесах обетованных», Горюнов в «Предсказании» (режиссер Эльдар Рязанов), профессор Савицкий в комедии Георгия Данелии «Орел и решка», Скуизом в сатирическом фильме «Судья в ловушке» (первом отечественном фильме, созданном на компьютере). Живой отклик вызвала у зрителей и его роль шефа гангстеров в телесериале «Что сказал покойник» по детективу Хмелевской (1999 год).
В 2001 году фильм Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» получил Гран-при фестиваля «Кинотавр», и критики по достоинству оценили работу Басилашвили, сыгравшего здесь сразу две роли – римского папу Александра Борджиа и пенсионера Прохорова. Через два года Олег Валерианович снялся в десятисерийном телефильме «Идиот», поставленном по роману Достоевского. Роль генерала Епанчина, всем сочувствующего и не постигающего, что происходит с его близкими, удалась Олегу Валериановичу великолепно, особенно если вспомнить, что перед съемками актер получил в аварии переломы таза и ребер. Возможно, Басилашвили отказался бы от этой роли, но режиссер Владимир Бортко уверял, что сериал без него проиграет, и актер, еще толком не выздоровев, начал сниматься.
В 2005 году появился еще один сериал Бортко – экранизация булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Этот фильм вызвал самые разные мнения и о самой постановке, и о сыгравших в нем артистах. Немало критиковали и Басилашвили в роли Воланда. Действительно, внешность Олега Валериановича не соответствует описанию из книги, но его игра безупречна – талант и мастерство вкупе с завораживающим голосом, манерами и иронией позволили создать пусть спорную, но очень интересную интерпретацию знаменитого образа.
Олег Валерианович побывал в конце восьмидесятых и начале девяностых депутатом, но в политике не остался. В жизни он достаточно похож на свой излюбленный актерский образ – ироничного интеллигента. Он предпочитает классическую музыку и достойную литературу и не тратит время на чтение детективов и богемные тусовки, а машину купил уже будучи в почтенном возрасте. Басилашвили называет себя характерным актером и утверждает, что больше всего ему интересно понять, кого именно и зачем он играет. Даже свое семидесятипятилетие Олег Валерианович отметил на сцене, ведь главное в жизни этого человека – его профессия.