Популярные
На фото Олег Михайлович Ноговицын

Олег Михайлович Ноговицын

современный философ
Дата рождения:
1955-04-08
Биография

Философия

Философия Ноговицына О. М. представляет собой последовательную разработку понятия «форма» в её движении от бытия к мышлению через ряд формообразований. При этом форма понимается как деятельность мышления, как способ бытия содержания. Согласно Ноговицыну О. М., форма есть проявление активности сознания и мышления в мире, которое понимается не как созидание мира (теология), но как его упорядочивание (онтология). Собственно, задача философии и состоит в выявлении этой деятельности формы, фактически — в познании нашей субъективной деятельности в мире, познании самих себя. Первое проявление формы мы обнаруживаем уже в чувстве, в телесной деятельности чувствования (телесная форма). Эта телесная деятельность через восприятие поднимается до рассудочного счета. Собственно счет и его дальнейшее развитие — «сложение» представляет собой высшее проявление телесной формы. В телесной форме выделяются собственно отдельные формы -«Одно», «повторение», «воспроизведение», «операция», «счет порядковый», «счет количественный», «сложение». Дальшейшее развитие форма получает в мышлении, где она дана в своей чистоте. Эта форма есть causa sui (причина самого себя). Мышление представляется собой не просто мышление содержания (чувственного в телесной форме), но прежде всего — мышление себя. На этом пути — выявления мышлением своих оснований — развивается философия чистых форм мышления. Это «тождество», «причина», «форма как таковая», «воспроизведение», «действие», «действие опосредующее само себя», «форма форм», «целое», «число». Согласно Ноговицыну О. М., мышление связано с «умножением». В отличие от счета и сложения, где деятельность «мыслительной формы» осуществляется над «телесной формой», в «умножении» мышление совершает операции над самим собой. Только в мышлении число дано как число, а не как «место» в счетном ряде. Исследования Ноговоцына О. М. находятся в стадии постоянного творческого поиска и регулярно обсуждаются на семинаре «Онтология формы».

Метафизические исследования поэтики русской классической прозы XIX века

На основе текстуального анализа произведений Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Чехова, Толстого, Бальзака, Борхеса О. М. Ноговицын выделяет «формальную», онтологическую, «неописательную» поэтику в отличие от «содержательной» поэтики классического европейского романа.

Так, герои литературного произведения (например Тургенева и Бальзака) полностью подчинены текстуальной стихии, захвачены текстом, который их описывает (содержательная поэтика). Для таких персонажей нет ничего, кроме текста, который их описывает, нет никакого «зазора» между персонажем, его волей и «волей» текста. В этом смысле, персонаж полностью подчинен власти писателя. Другое дело «персонажи без свойств» — например герои Достоевского. Его персонажи являются самостоятельными субъектами, которое имеют свое отношение к тексту (для них самих — миру), который их описывает. Такие герои постоянно рефлексивны. Для самого героя различено — его жизнь и сознавание этой жизни, сюжет и его отношение к сюжету. О. М. Ноговицын предложил назвать такие персонажи «онтологическими». В этом случае, сюжет — то, что происходит с самим героем — становится несущественным. Не в этом, следовательно, становится и интерес художественного произведения.

Сознавать свое отношение к тексту — значит сопротивляться его стихии. О. М. Ноговицын обнаруживает несколько способов (форм), каким «онтологический» герой установливает свое отношение — авторство — по отношению к тексту (для него миру), который его охватывает — «усиленное сознание», нарочитая намеренность, акцентуация на ситуации, эпатаж, мистерия зла, театрализация, шутовство и др. Все эти особенности поэтики русской прозы зафиксированы с методологической точностью и философской аккуратностью. О. М. Ноговицыным впервые обоснована та интуитивная догадка, что русская философия XIX века смогла выразить себя только в литературной форме — в произведениях русских писателей Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Чехова, которые тем самым явились предшественниками философии экзистенциализма.

Библиография

  1. Ноговицын О. М. Ступени свободы: Логико-исторический анализ категории свободы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 192 с. ISBN 5-288-00393-9
  2. Ноговицын О. М. Поэтика русской прозы. Метафизическое исследование. — СПб., ВРФШ, 1999. — 162 c. ISBN 5-900291-11-1
Поделиться: