21 декабря 1925 года в столице Советского Союза родилась девочка Оля – третий ребенок в семье Александра Яковлевича Аросева и Ольги Вячеславовны Гоппен. Ольга Вячеславовна, польская дворянка по происхождению, училась в свое время в институте благородных девиц. Александр Яковлевич, знаменитый большевик и один из лидеров революции 1917 года, был весьма крупным советским дипломатом и представителем СССР в разных странах. Потому родители зачали Олю в столице Франции, посольском доме на улице Рю де Гренель, а на свет она появилась в московском роддоме. Счастливый отец записал ее Варварой, но три дня спустя мать потребовала, чтобы девочке дали имя Ольга.
Детство девочки прошло за рубежом – в Швеции, Чехии, Франции. Когда Александр Аросев служил послом в Швеции, в семье случились внезапные и очень серьезные перемены: мать Ольги ушла к другому мужчине и не имела возможности добиваться, чтобы дочери жили с ней. Девочки Аросевы остались с отцом. На родину семья вернулась только в 1933 году.
Ранние годы жизни Ольги Аросевой можно назвать вполне безмятежными. Она очень любила отца, и ей по душе была атмосфера, созданная в их московском доме, где гостили Немирович-Данченко, Таиров, Ливанов и даже Ромен Роллан. В 1935 году отец взял дочерей с собой на авиационный парад в Тушино, и девочки удостоились разговора с самим Сталиным. Случайно выяснив в этом разговоре, что родилась в один день с вождем, Ольга попыталась отнести Сталину подарок на день рождения – горшок с голубой гортензией. В Кремль ее, конечно, не пропустили, но подарок взяли, а Сталин попросил передать девочке, что не может принять ее, так как очень занят.
Артистический талант Оли Аросевой обнаружился еще в раннем детстве. Однажды в Праге, посмотрев спектакль «Трехгрошовая опера», она превратила в лохмотья свое платье и вместе с чешской подружкой отправилась нищенствовать на улицу, рассказывая прохожим трогательную историю о брошенных детях. В те времена нищих в Праге попросту не было, и милая выходка дочери дипломата едва не закончилась крупным скандалом. Вернувшись в СССР, Оля начала играть в школьном драмкружке. Дебютом ее стала роль японского шпиона, задержанного бдительной пионеркой. Позднее она занималась в театральной детской студии у Н.И. Ключникова. Довелось девочке и поработать натурщицей – причем за гонорар.
Счастливое детство закончилось в 1937 году, когда Александра Яковлевича арестовали. Мать девочек, Ольга Вячеславовна, до конца своих дней не приспособившаяся толком к советской жизни, отличалась эксцентричностью, наивностью и изрядным легкомыслием, но сумела вернуть себе дочерей, которым грозил детдом. Однако девочки все равно осиротели – год спустя отца расстреляли. Ольга Аросева сразу после ареста Александра Яковлевича не побоялась написать письмо Сталину о том, что не верит в вину своего отца. Ответа она не получила. Когда пришла пора вступать в комсомол, от девочки потребовали отречься от отца, ставшего «врагом народа», но на это она не пошла и комсомолкой не стала, больше того – подралась со старшей сестрой, которая требование комсомола выполнила.
Юность Ольги Аросевой пришлась на Великую Отечественную войну. Именно в это тяжелое время она закончила школу и продолжила учиться – но не в театральном, которое прочили ей друзья, а в цирковом училище. Тогда Оля мечтала стать наездницей, но все лошади, разумеется, были мобилизованы. Однако юная циркачка не слишком огорчилась и с энтузиазмом занималась жонглированием и ходьбой по проволоке. Кроме циркового училища, она записалась в десантную школу. Правда, оттуда ее отчислили – девушка не могла прыгать с парашютом, потому что безумно боялась высоты. Прозанимавшись в цирковом училище два года, Ольга все же решила попытать счастья на сцене и поступила в театральное. В 1946 году в столице остановился на гастроли возвращавшийся из эвакуации Театр Комедии Ленинграда. Ольга Аросева явилась к его руководителю, режиссеру Николаю Акимову на прослушивание и предъявила диплом старшей сестры Елены, которая к тому времени успела закончить театральный вуз. Таким вот не слишком честным путем она была принята в труппу и уехала в Ленинград.
На сцене Театра Комедии Ольга проработала пять лет. Здесь она освоила азы актерской профессии, сотрудничала с замечательными артистами и впервые побывала замужем. Ее избранник, музыкант, был старше Ольги на одиннадцать лет, и, по словам самой актрисы, именно с ним ее семейная жизнь оказалась наиболее счастливой. В конце сороковых в Аросеву влюбился Алексей Арбузов, знаменитый драматург, и семь месяцев писал ей письма. Но Ольга, еще совсем юная, попросту побоялась отвечать на этот высокохудожественный шквал бурных чувств.
В 1950 году Николая Акимова сняли с должности за «космополитизм», и практически вся труппа театра отреклась от него. Ольга Аросева этого не сделала, а потому и не осталась в театре. Уехав назад в Москву, она устроилась в Театр Сатиры, на сцене которого работает по сию пору. Здесь она воплотила множество прекрасных образов, хотя главные роли Ольге доставались далеко не всегда – Валентин Плучек, художественный руководитель театра, не особенно баловал ее, а в шестидесятые и вовсе не уделял внимания. В Театре Сатиры она вышла замуж второй раз – за коллегу по сцене Юрия Хлопецкого. Впоследствии Ольга Александровна еще дважды заключала официальные браки – с Аркадием Погодиным, джазовым и эстрадным певцом, и с актером Владимиром Сошальским. Сама Аросева говорит, что, невзирая на немалое количество своих законных и гражданских браков, жизнь она прожила в одиночестве, потому что все мужья оказывались слишком слабыми и беспомощными…
Популярность актрисе принес знаменитый «Кабачок 13 стульев», появившийся на советских экранах в начале 1966 года. Главным режиссером этой юмористической передачи стал Георгий Зелинский, а завсегдатаев польского ресторанчика сыграли, в основном, актеры из Театра Сатиры. За пятнадцать лет вышло сто тридцать три выпуска. Съемки «Кабачка 13 стульев» прекратились осенью 1980 года, когда обострилась политическая обстановка в Польше. Пани Моника, законодательница мод и «светская львица», элегантная и юная душой, в исполнении Ольги Аросевой обрела огромное количество поклонников, да и все участники передачи в одночасье стали настоящими знаменитостями. Кстати, Валентин Плучек буквально терпеть не мог «Кабачок», но, разумеется, ничего не мог поделать с невероятной популярностью передачи.
Были у Аросевой и роли в кинематографе, но первого серьезного успеха она добилась в рязановской комедии 1966 года «Берегись автомобиля». В 1968 году она сыграла мадам Ксидиас в трагикомичном фильме «Интервенция» и Парасю Никаноровну в «Трембите». В начале семидесятых Эльдар Рязанов вновь пригласил Аросеву на роли в фильмах, которые превратились в классику советского кино, – «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России». А вот начиная с восьмидесятых Ольга Александровна уже очень редко работала в кино, практически полностью переключившись на театр.
В 1977 году из Театра Сатиры ушла Татьяна Пельтцер, и Аросева стала играть «возрастных» героинь, получив большую занятость в репертуаре театра. На ее счету роли Королевы в «волшебных кольцах Альманзора», фрекен Розенблюм в «Пеппи Длинный чулок», Марселины в «Женитьбе Фигаро», Хлестовой в «Горе от ума». Шарлоты Ивановны в «Вишневом саде» и множество других замечательных образов. В девяностые годы Ольга Аросева превратилась в ведущую актрису труппы.
В творческой биографии Ольги Александровны есть и мультипликационные работы. В первую очередь это госпожа Белладонна в мультфильме «Приключения поросенка Фунтика» и Баба-Яга в серии олимпийских мультиков «Баба-Яга против». И даже эти нарисованные персонажи несут в себе часть несравненного шарма прекрасной актрисы.
Образы, созданные Ольгой Аросевой, – в основном, комедийные и острохарактерные, но некоторые критики не устают оплакивать тот факт, что Аросева не состоялась как драматическая актриса. Но саму Ольгу Александровну ее амплуа вполне устраивает, и она утверждает, что лучше быть хорошим комедиантом, чем плохим лицедеем.