Ольга Ларионова родилась в Ленинграде, окончила физический факультет ЛГУ, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, в 1967 году окончательно стала профессиональным писателем.
Её литературный дебют состоялся в 1964 (рассказ «Киска»), вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность — роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолет, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости.
С 1966 по 1968 год Ольга Ларионова активно публиковала по несколько произведений в год. Итог данному периоду подвёл сборник «Остров мужества» (1971). Дальнейшие годы оказались крайне неблагоприятны для фантастики, поэтому писательница, вплоть до начала восьмидесятых, публиковалась только в журналах. В 1981 году в Лениздате вышел второй авторский сборник Ларионовой «Сказка королей». Через два года за ним последовало московское «молодогвардейское» издание — «Знаки Зодиака».
В 1985 году Ольга Ларионова опубликовала первую повесть из одноименной трилогии под названием «Соната моря», а в 1987 году за это произведение ей была вручена премия «Аэлита», присуждаемая за лучшую книгу года. Полностью трилогия, озаглавленная «Лабиринт для троглодитов», увидела свет в 1991 году. Тогда же появился итоговый по восьмидесятым годам авторский сборник «Формула контакта».
Вскоре после «Сонаты моря», в 1988 году Ларионова начала писать стилизованную «космическую оперу» — повесть «Чакра Кентавра». Повесть неожиданным образом сочетала антураж «космической оперы», «высокой» фэнтези и традиционной советской космической научной фантастики и изначально задумывалась как литературная шутка, своеобразная пародия. Однако в результате, несмотря на неоднозначные оценки критики и читателей, повесть стала поворотным пунктом, знаменующим новый этап творчества писательницы. В 1996 году появилось продолжение повести — «Делла-Уэлла», а затем два этих произведения были объединены в роман «Венценосный Крэг».
Творчество Ларионовой практически не подвержено веяниям литературной моды: она предпочитает обходиться без мистики и ужасов, не склонна писать многотомные эпопеи, сохраняет верность космической теме. Герои её произведений — легко узнаваемые люди, в жизни которых есть и трагическое, и комическое. Автор много пишет о любви, её многоликости, многогранности, неоднозначной связи с моралью: «Почему на свете существует убеждение, что любовью можно оправдать все — злодеяние, глупость, кощунство?..» («Картель»). Любят герои Ларионовой иногда мучительно, вплоть до самоуничтожения, иногда — скрытно и, на первый взгляд, буднично, но всегда это чувство оказывается той «лакмусовой бумажкой», которая позволяет проявиться душевной сущности каждого.
В фантастике Ларионовой активно ощущается женское присутствие, которое можно расценивать как программное для писательницы: «Любое дело без женщин — обязательно гадость. Вот война. Вот полиция. Вот политика…» («Сказка королей»). Женские персонажи её произведений овеяны романтикой и наделены особой прозорливостью — именно они умеют прозревать суть, легко, не задумываясь, отделяя важное от неважного, бытийное от бытового.
Авторской манере Ольги Ларионовой свойственно сочетание возвышенного и подчеркнуто приземлённого, сентиментального и насмешливого. Даже в самых лирических своих произведениях писательница не позволяет читателям «расслабиться», настроившись на определённый лад: «Приснись на новом месте жених невесте… Приснился птеродактиль» («Соната моря»).
Фантастику Ларионовой можно назвать традиционной, отличающейся от прочих наличием сказочно-притчевой основы, естественно сочетающейся с «научно-фантастической» «надстройкой». Не случайно именно ей принадлежит уникальный в русской литературе цикл рассказов-повестей «по мотивам картин Чюрлёниса».
Венценосный крэг
Лабиринт для троглодитов
Знаки зодиака