Популярные
На фото Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан

Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан

французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог, орнитолог
Дата рождения:
1908-12-10
Дата смерти:
1992-04-27
Биография

Творчество Мессиана представляет самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область современной музыки (начиная с 30-х гг.).

Биография

Мессиан родился в семье учителя английского языка Пьера Мессиана (1883-1957), и поэтессы Сесиль Соваж (1883-1927). В одиннадцать лет поступил в Парижскую консерваторию в класс композиции Поля Дюка и органа — Мориса Эмманюэля и Марселя Дюпре. Окончил консерваторию с первыми премиями по специальностям: фортепиано, орган и импровизация, история музыки, композиция.

Год спустя после окончания консерватории Мессиан получает место органиста в церкви Святой Троицы в Париже (занимая впоследствии эту должность в течение более 60 лет). В это же время музыкант увлекается древними церковными песнопениями, музыкой Индии и орнитологией. Он создаёт подробную классификацию и каталог птичьих песен, а также начинает использовать их имитацию в своих сочинениях.

В 1936—1939 Мессиан преподаёт в Нормальной школе музыки в Париже и в «Схола канторум». Вместе с Андре Жоливе, Даниэлем Лезюром и Ивом Бодрие организует группу композиторов «Молодая Франция».

С началом Второй мировой войны Мессиана призывают в армию, год спустя он попадает в плен. Находясь в лагере для военнопленных, пишет ряд сочинений, в том числе «Квартет на конец света», впервые исполненный пленными музыкантами в январе 1941 года. В марте того же года Мессиана освобождают, и он становится профессором класса гармонии в Парижской консерватории. В 1947 специально для композитора в ней создаётся класс анализа, эстетики и ритмики.

В последующие годы Мессиан путешествует по разным странам, давая мастер-классы и выступая в качестве органиста. С 1966 — профессор класса композиции в Парижской консерватории. Среди его учеников — Пьер Булез, Жерар Гризе, Хенрик Гурецкий, Питер Донохоу, Эугениуш Кнапик, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Ивонна Лорио, Микис Теодоракис, Карлхайнц Штокхаузен и другие известные музыканты.

Мессиан — обладатель многочисленных международных наград в области искусства, в том числе премии Эрнста Сименса (1975), Премии Эразмус (1971) и др. Он также является членом Института Франции, Бельгийской королевской академии наук, искусств и литературы.

Творчество

В теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о ритме», 1948) сформулировал собственные новые и сложные композиционные принципы. В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи и искания (фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», оба — 1944), изучение традиций неевропейских культур — индийской, японской, латиноамериканской (симфония «Турангалила», 1948, и др.), увлечение орнитологией, особенно изучение голосов птиц («Каталог птиц» для фортепьяно, ударных и духовых, тетради 1 — 7, 1956—1958, и др.).

Автор монументальной оперы «Святой Франциск Ассизский» (1983). Концертировал как органист и пианист (исполнитель собственных сочинений); блестящий импровизатор.

Список сочинений

Опера

  • 1982 — «Святой Франциск Ассизский» в трех действиях, либретто композитора

Вокально-симфонические сочинения

  • 1937 — «Поэмы для Ми» (Po?mes pour Mi), вокальный цикл; первоначальная версия — с фп. (1936)
  • 1944 — «Три маленькие литургии божественного присутствия» (Trois petites liturgies de la presence divine), для жен. унисонного хора, фп. соло, волн Мартено, струн. oрк. и ударных
  • 1969 — «Преображение Господа нашего» (La transfiguration du Notre Seigneur), оратория для хора, орк. и солирующих инструментов

Для оркестра (в том числе с инструментами соло)

  • 1928 — «Пир причастия» (La banquet eucharistique)
  • 1930 — «Забытые приношения» (Les offrandes oubliees)
  • 1931 — «Гроб Сияющий» (Le Tombeau Resplendissant)
  • 1932 — «Гимн Святому Причастию» (Hymne au Saint Sacrement)
  • 1934 — «Вознесение» (L’Ascension)
  • 1948 — «Турангалила-симфония» (Turangal?la-Symphonie) с фп., волны Мартено
  • 1953 — «Пробуждение птиц» (La reveil des oiseaux) с фп.
  • 1956 — «Экзотические птицы» (Les oiseaux exotiques) с фп., ударными
  • 1960 — «Хронохромия» (Chronochromie)
  • 1963 — «Семь хайку» (Sept ha?ka?) с фп.
  • 1963 — «Цветы града небесного» (Couleurs de la cit? c?leste) с фп.
  • 1963 — «Чаю воскресение мертвых» (Et expecto resurrectionem mortuorum) для дух. орк. и ударных, по заказу франц. правительства к 20-летию окончания 2-й мировой войны
  • 1974 — «Из ущелий к звездам» (Des canyons aux ?toiles…) с фп.
  • 1986 — «Витраж и птицы» (Un vitrail et des oiseaux) с фп.
  • 1987 — «Город свыше» (La Ville d’en haut) для фп., дух., уд.
  • 1989 — «Улыбка» (Un sourire)
  • 1991 — «Концерт на четверых» (Concert ? quatre) с фп., флейтой, гобоем, влч.
  • 1992 — «Вспышки за…» (?clairs sur l’au-del?…)

Камерно-инструментальная музыка

  • Тема с вариациями (для скр. и фп., 1932)
  • Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps, для скр., кларнета, влч., фп., 1941)
  • Чёрный дрозд (Le merle noir, для флейты и фп., 1950)

Для фортепиано

  • 1917 — «Леди из Шалот» (La dame de Shallott)
  • 1928—1929 — «Прелюдии» (Pr?ludes)
  • 1932 — «Бурлескная фантазия» (Fantaisie burlesque)
  • 1935 — «Пьеса на гробницу Поля Дюка» (Pi?ce pour le tombeau de Paul Dukas)
  • 1943 — «Рондо» (Rondeau)
  • 1944 — «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (Vingt regards sur l’enfant Jesus)
  • 1949 — «Кантеоджайя» (Cant?yodjay?)
  • 1949—1950 — «Четыре ритмических этюда» (Quatre ?tudes de rythme)
  • 1956—1959 — «Каталог птиц» (Catalogue d’oiseaux), семь тетрадей
  • 1970 — «Сад камышовки» (La fauvette des jardins)
  • 1985 — «Малые эскизы птиц» (Petites esquisses d’oiseaux)

Для двух фортепиано

  • Видения Аминя (Visions de l'Amen, 1943)

Для органа

  • Небесное причастие (Le banquet celeste, 1928)
  • Рождество господне (La nativit? du Seigneur, 1935)
  • Органный альбом (Livre d'Orgue, 1951)

Для хора

  • Пять решан (Cinq rechants, 1949)
  • Месса Троицына дня (La Messe de la Pentecote, 1950)

Для голоса с фортепиано

  • Песни земли и неба (Chants de terre et de ciel, 1938)
  • Ярави (1945)
Поделиться: