Оноре де Бальзак, классик французской литературы, родился 20 мая 1799 года в городе Туре. Его отец, Бернар Франсуа де Бальзак, ухитрился в годы революции разбогатеть на спекуляциях конфискованными дворянскими землями, да так, что через некоторое время сам превратился в помещика и даже занял пост мэра в родном городе. Вообще-то отец писателя имел фамилию Бальс, но, став богатым, приписал к ней две буквы, а позже приобрел за хорошие деньги частицу «де» к своей фамилии. Мать будущего романиста, родом из Парижа, была моложе супруга на целых тридцать лет и частенько изменяла ему, а младший брат Оноре, которого мать любила намного больше, чем старшего, родился от соседа – владельца замка неподалеку. Большинство исследователей полагают, что именно это обстоятельство определило все проблемы зрелого возраста великого писателя.
Отец мечтал об адвокатской карьере для Оноре и в 1907 году отдал сына в Вандомский колледж. Оноре рос свободолюбивым мальчиком, так как родители им занимались мало, и, насильно помещенный в колледж, он, конечно же, всячески выражал свой протест. Как результат, большую часть обучения в первые годы мальчик просидел в карцере. Именно в колледже проявился впервые его литературный дар – собратья по обучению хохотали над точными пародиями на ненавистных учителей, что часто приводило Бальзака все в тот же карцер.
В 1813 году Оноре заболел, и начальник колледжа потребовал у родителей забрать его домой. Три года изо дня в день родители ждали смерти юноши, но когда Оноре было семнадцать лет, семья переехала в Париж, и там больной, к всеобщей радости и изумлению, быстро выздоровел. С 1816 по 1819 год Оноре де Бальзак учился в Парижской правовой школе и одновременно служил писцом у нотариуса. Но в возрасте двадцати лет он отказался от дальнейшего обучения и заставил родителей дать ему шанс испытать себя в литературной деятельности. Вполне понятно, что в своих первых сочинениях Оноре равняется на таких столпов литературы, как Вальтер Скотт и Жан Жак Руссо. С 1819 по 1824 годы Бальзак, сотрудничая с разными литературными поденщиками, создает значительное количество чисто коммерческих романов.
Кроме литературы, Бальзак пытался проявить себя и в предпринимательстве. Но его проекты всегда терпели фиаско, хотя сами идеи писателя были весьма интересны. К примеру, он наладил выпуск недорогих книг Мольера и Лафонтена. Но рынок отверг эти идеи. Бальзак потерял и деньги, и типографию, которую пришлось отдать своим компаньонам. Провалом окончилась и поездка писателя в Сардинию – никаких залежей серебра он там не обнаружил, как и следов копей древних римлян. Долги росли, что, вероятно, и стало благотворным толчком к литературной деятельности. Бальзак пишет повести, издает брошюры различного направления. Но даже сотрудничество с журналами «Карикатура» и «Силуэт» не смогли исправить тяжелого финансового положения. Видимо, именно постоянный недостаток денег подвиг Бальзака на ключевой момент практически всех его романов – деньги оплачивают молчание, честность, верность и даже любовь…
В 1929 году Бальзак публикует роман «Последний Шуан» (позже издававшийся под названием «Шуаны»). Это была фактически первая серьезная книга, вышедшая не под псевдонимом, а под настоящим именем писателя, хотя еще раньше Бальзак написал юмористическую «Физиологию брака», пособие для мужей, сразу же привлекшее публику к восходящей звезде литературы. После выхода «Последнего Шуана» Бальзак приступил к главному труду своей жизни: циклу повестей и романов «Человеческая комедия». Первыми были «Сцены частной жизни», увидевшие свет в 1830 году. Удивительная работоспособность Бальзака позволила ему уже через год опубликовать «Философские повести» и «Шагреневую кожу». Несколько лет он проработал внештатным журналистом, но основные силы направил на создание романов, которые писал восемнадцать лет. Жизнь впроголодь подвигла Бальзака и к написанию романов на заказ, но эти книги он издавал только под псевдонимом.
Работоспособность Бальзака была просто фантастической. Писатель не был чужд светским развлечениям – посещал и вечеринки, и рестораны, отдавал должное вину и женщинам. Но стоило зародиться в его голове идее очередного романа, как он буквально порывал с миром и превращался в неутомимого трудоголика. Так как работал Бальзак, в основном по ночам, огромное количество дров буквально улетали в трубу камина. Чтобы сократить расходы, он выпросил шерстяной колпак у матери и шаль у сестры, и, закутавшись, писал в холодной комнате свои бессмертные романы, изводя за ночь десятки гусиных перьев.
Единственным человеком, которому позволялось приходить к Бальзаку во время его работы над очередным произведением, был старый друг семьи, пожилой буржуа Даблен. Именно он стал настоящим другом еще неизвестного, но уже одинокого литературного гения. Другим человеком, всю жизнь опекавшим Бальзака, была Лаура Сюрвилль, его сестра. Она заботилась об Оноре и активно помогала преодолеть сомнения писателя в собственных силах и таланте.
По политическим убеждениям Бальзак явно тяготел к монархии – это легко понять даже из его произведений. В большинстве своих романов он, словно хирург гнойники, вскрывал уродливость буржуазных нравов и в то же время выставлял в идеальном свете французское дворянство, показывал отдельных дворян как благородных и бескорыстных людей. Дважды Бальзак даже пытался заняться политической деятельностью. Первый раз свою кандидатуру в палату депутатов он выставил в 1832 году, но эта попытка, как и вторая, в 1848 году, потерпела неудачу. Неудачным было и выдвижение в 1849 году своей кандидатуры в Академию Франции. Но, общаясь с партией легитимистов, Оноре де Бальзак, тем не менее, полностью отдавал себе отчет, что имеет дело с весьма скользкими и неприятными людьми. Вся его тяга к монархии была обусловлена надеждой на то, что король и дворяне могут вывести Францию из ужасного положения, в которое она попала.
Непростые отношения сложились у Бальзака и с католичеством. С одной стороны он уважал церковь, а с другой – поддался увлечению теорией магнетизма. Религия, как и политика, нашла свое отражение в произведениях Бальзака. Великолепно прописан образ Сведенборга, прототипа реального теософа. Этот герой пытался соединить религии мира в единое целое, а вот сам Бальзак мечтал о «единой науке», которая отвергнет материализм и спиритуализм.
Удивительно, но при своем трудолюбии, доходящем до самоотречения, Бальзак находил время для многочисленных любовных связей. Известно более двенадцати тысяч личных писем почитательниц его таланта, и некоторые из них содержали недвусмысленные предложения о тесном знакомстве. Писатель частенько откликался на подобные предложения. Но все же в близких отношениях он тяготел к женщинам среднего возраста – возможно, потому, что таинство секса познал в двадцать три года с сорокапятилетней женщиной, Лорой де Берни. Сроднило их, пожалуй, одиночество – и сроднило на целых пятнадцать лет. При этом Бальзак не считал себя особенно связанным и находил время для контактов с герцогиней д’ Абрант. Герцогине, с которой романист познакомился в 1825 году, было на момент их встречи сорок лет, и она являлась любовницей известного принца Меттерниха. Эта связь принесла Бальзаку не только радости любви, но и оплату многочисленных счетов и долгов.
Заметим, что великий романист вообще старался выбирать себе богатых женщин. Но в 1832 году произошел первый сбой в отлаженной системе – ему категорически отказала в покровительстве маркиза де Кастри. Являясь одной из красивейших аристократок Франции, она не смогла побороть ей самой непонятное чувство отвращения, вызванное личным знакомством с писателем. Бальзаку в то время было тридцать три года, он имел огромнейшие долги и тяжело переживал отказ. Причем переживания эти оказались настолько сильны, что он рассчитался с маркизой, осмеяв ее в своем очередном романе.
Именно в этот момент судьба улыбнулась романисту – Госслен, издатель Бальзака, передал ему письмо из далекого русского города Одессы. Из письма Бальзак узнал о том, что его творчество доставляет удовольствие и женщинам из России. Хвалебное письмо поклонницы завершалось подписью «Иностранка». И Бальзак не обратил бы на это послание особого внимания, если бы через короткое время не получил второго письма, где «Иностранка» просила передать через газету «Котидьен» подтверждение о получении первого послания. Бальзак заинтересовался, и из последовавшей переписки выяснилось, что поклонница – тридцатилетняя Эвелина Ганская, урожденная графиня Ржевусская, польская богатая помещица.
Эвелина откровенно скучала со своим пятидесятилетним супругом Венцеславом Ганским. К тому же, особых забот у нее не имелось, ведь из семи рожденных в браке детей выжила только одна девочка. Из развлечений же присутствовали только французские романы. Год переписки завершился тайной встречей Эвелины и Бальзака в Швейцарии. Оба представляли друг друга несколько иначе, чем в реальности, – более утонченными, изящными и приятными в общении, но это отнюдь не помешало возникнуть взаимной любви. После встречи они несколько лет вели страстную переписку и изредка встречались в различных европейских городах. Была и беременность – но ребенку было суждено родиться мертвым… «Огонь и медь» - так именовал Бальзак эти встречи.
Эвелина обещала выйти замуж за Бальзака в случае смерти мужа и не забрала своего слова, когда в 1841 году Венцеслав Ганский скончался. Но венчание откладывалось и откладывалось – законы Российской империи предписывали, что брак с иностранным гражданином может разрешить только лично император. Свою роль сыграла и родня вдовы, видевшая во французском романисте охотника за богатым приданым.
Понятно, что, пылая любовью к богатой, но далекой от него вдове, Бальзак не стал отказывать себе во встречах с другими женщинами. Достоверно известно, что двадцатичетырехлетняя Мария-Луиза дю Фрэсней родила от Бальзака, ухитрившись, правда, доказать, что ребенок происходит от ее мужа. Короткая двухмесячная связь была у Бальзака и с герцогиней Френсис Лоувелл, тоже от него родившей и оплачивавшей его долги.
Одолеваемый болезнями, долгами и страстью, Бальзак в начале осени 1847 года отправляется в имение Эвелины и требует согласия на брак. Графиня, видя его состояние и понимая, что может убить писателя отказом, обещает сделать все возможное и невозможное, и Бальзак уезжает во Францию счастливым. Через некоторое время Николай I разрешил брак, но с некоторыми оговорками – дочь графини Ганской должна была остаться в России. В 1850 году Бальзак и Эвелина венчаются в Бердичеве – через восемнадцать лет после начала переписки. Жить Бальзаку остается всего лишь пять месяцев…
Очевидцы утверждают, что сразу после венчания романист в восторге воскликнул: «Ура! Сам Бонапарт не смог сделать того, что удалось мне! Вместе с тобой, дорогая, мной покорена Россия!» Бальзак надеялся, что этот брак не только ликвидирует его долги, но и даст вдохновение для великих литературных свершений. Супруги покинули Россию и уехали в Париж, где болезнь писателя обострилась, и он слег. Жена преданно ухаживала за Бальзаком, но все было напрасно. Перед самой смертью Бальзак завещал Эвелине все свое состояние, критически обремененное долгами.
18 августа 1850 года великий французский романист Оноре де Бальзак умер. Его супруга, выполняя последнюю волю писателя, урегулировала все дела с кредиторами, потратив на это большую часть своего состояния. Прах Бальзака покоится на парижском кладбище Пер-Лашез.
За тридцать лет, посвященных литературе, Оноре де Бальзак создал громадное количество романов, повестей, новелл и рассказов. Достаточно сказать, что в цикл, названный «Человеческая комедия», вошло девяносто произведений! В его творчестве получили жизнь более четырех тысяч и легко узнаваемых персонажей – сделать такое мог только величайший гений литературы.