14 ноября 1840 года в семье богатого бакалейщика родился мальчик, получивший имя Клод Оскар. Это был второй сын Клода-Огюста и Луизы-Жюстины Моне. До 1845 года семья Моне жила в Париже, а затем переехала в Гавр, где на накопленные средства глава семейства открыл торговое предприятие. Отец мечтал, чтобы Клод стал продолжателем его дела, однако у мальчика рано проявились склонности к изобразительному искусству. Даже учеба в школе интересовала его только в том плане, что среди занятий были уроки рисования.
Еще во время учебы Клод стал очень популярен среди своих друзей благодаря своим карикатурам на учителей, в которых четко прослеживались характеры персонажей. Случай свел мальчика с Эженом Буденом, известным пейзажистом, одним из предтеч импрессионизма. Именно Буден обучил юного художника некоторым приемам живописной работы на натуре. Отец надеялся, что «рисовальная дурь» у сына пройдет, и он наконец-то займется полезным делом. Однако время шло, а ничего не менялось – мальчик продолжал с увлечением рисовать. В восемнадцать лет Клод уговорил отца отпустить его на время в Париж, где надеялся быстро приобрести славу на художественном поприще. Весной 1859 года юный художник прибыл в столицу Франции. Не дождавшись возвращения сына из Парижа, отец сначала прибегнул к уговорам в письмах, настаивая на том, чтобы Клод хотя бы получил классическое художественное образование. Не встретив понимания, он отказал сыну в материальной помощи и запретил жене посылать Клоду деньги. Молодому художнику пришлось выживать на деньги, которые присылала ему мадам Легард, его тетя. В юности она сама увлекалась живописью, а потому сочувствовала племяннику и, когда удавалось продать его карикатуры, оставленные тетке на память, пересылала ему деньги.
В 1860 году Клода Моне призвали в армию, и он отправился с экспедиционным корпусом в Алжир. В этой стране Клод, как и многие, заболел обычным для солдат недугом – брюшным тифом. Лишь деньги мадам Легард помогли Моне откупиться от воинского долга и вернуться в 1862 году домой. Уступив просьбам отца, он стал студентом факультета искусств в университете, но его раздражали царивший на занятиях подход к живописи. Клод бросил университет и через некоторое время начал учиться в студии живописи Шарля Глейра, где познакомился со своими друзьями, будущими известными импрессионистами. Но и у Глейра он долго не задержался, считая, что достаточно владеет искусством живописца. В основу своего творчества Моне положил собственное восприятие и наблюдение природы на интуитивном уровне – именно это отличало и его, и других импрессионистов от художников классической школы. Моне стремился четкими линиями и рельефным изображением передать внутреннюю сущность предметов, изображая на своих холстах реальность, а не иллюзии.
В шестидесятых годах наступило трудное время для импрессионистов, однако Клод Моне продолжал работать в том стиле, который считал наиболее правильным. Лишь в 1965 году несколько его картин приняли в Салон. В это же время Клод познакомился с Камиллой Донсье, дочерью парижского состоятельного буржуа. Камилла позировала художнику для ряда картин, и именно ее портрет «Женщина в зеленом платье», написанный в 1866 году, позже принесет Клоду Моне известность. Отношения Камиллы и Клода привели к беременности. Но кроме любви, Моне ждало и разочарование – в 1867 году жюри отказалось рассматривать его произведения, хотя следует отметить, что художник попал в неплохую компанию: вместе с ним отвергли и картины Базиля, Сислея, Ренуара, Сезанна и Писсаро. Финансовое положение оставляло желать лучшего, а кредиторы наседали и требовали погасить задолженности. В своей бедности художник дошел до того, что для создания новых картин был вынужден соскабливать краску со старых полотен, грунтовать их и писать новые работы. Родители Клода Моне были готовы принять блудного сына и поселить его в Сент-Адрессе, у тетки, но они требовали, чтобы Клод отказался от Камиллы. Камилла и Клод инсценировали ссору, и художник уехал от любимой женщины. В Сент-Адрессе он писал морские пейзажи, а затем снова отправился в Париж, где провел зиму без денег, впроголодь, в нетопленной комнате. За неуплату его выгнали на улицу, и бедственное положение едва не довело художника до самоубийства. Положение спас покровитель из Гавра, оказавший Моне денежную помощь. Это позволило художнику устроиться в Фекане вместе с Камиллой и родившимся у них Жаном. В 1870 году Моне и Камилла наконец-то заключили законный брак.
Однако идиллия продолжалась недолго. Вспыхнула франко-прусская война, и была объявлена мобилизация. Скрываясь от воинской повинности, Моне уехал в Лондон вместе с художником Писсаро. В столице Англии они познакомились с торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем, благодаря которому импрессионисты стали знамениты. В 1871 году, во время работы в Голландии, Моне увлекся новой для себя темой – японской гравюрой. По окончании войны художник вернулся во Францию и поселился с семьей в Аржатейе, неподалеку от Парижа. Здесь еще более укрепилось содружество импрессионистов – Моне, Сислея, Ренуара и других. Дела Моне пошли на поправку, а его финансовыми делами начал заведовать бизнесмен Эрнест Гошеде, с выгодой продавая картины. Но в 1878 году Эрнест обанкротился, что привело к очередным проблемам. В 1879 году, объединив оставшиеся финансы с Гошеде, Моне переехал в Ветей, где очень скоро появился на свет Мишель – второй сын художника. Эти роды сильно повлияли на здоровье Камиллы, уже давно болевшей туберкулезом, и в сентябре она умерла. Моне остался с двумя маленькими сыновьями на руках.
По слухам, между женой Эрнеста Гошеде, Алисой, и Моне возник роман, и Эрнест уехал, бросив пятерых своих детей. Позже, в 1892 году, после смерти Эрнеста, Моне и Алиса поженились. В 1883 году Моне переехал в местечко Живерни, раскинувшееся на реке Эпт. Как только позволили средства (через семь лет) он купил здесь дом с участком земли и разбил прекрасный сад. Здесь, в Живерни, Клод Моне создал свои самые лучшие полотна, сделавшие его обеспеченным человеком. По словам самого художника, кроме садоводства и живописи, он был не годен ни на что… В этот период Моне работал одновременно на нескольких холстах, пытаясь ухватить игру света и передать ее красками. Часто он затрачивал всего полчаса на работу с картиной и тут же переходил к другой, продолжая работать в подобной манере, пока картины не приобретали законченный вид.
В Живерни к Клоду Моне часто приезжали Ренуар, Сезан, Матисс, Писсаро и другие его друзья-художники. Он обожал принимать у себя друзей и с огромным удовольствием демонстрировал им оранжереи, сад и японские гравюры – свою большую и уникальную коллекцию. Для него не было лучшего подарка, нежели экзотические или редкие растения. Художник выхаживал их в оранжереях и пытался приспособить к местным условиям. Очень часто Моне работал в саду, используя его как художественную мастерскую. Он поднимался с постели в пять утра, ставил среди деревьев мольберт и в любую погоду, в любое время года писал свои картины. Моне совершенно не интересовался модными художественными течениями – кубизмом, фовизмом или пуантилизмом. Он работал в собственной манере и фактически в этот период заложил основы всей современной живописи. Спрос на его картины давно уже был велик, что помогло Моне не заботиться о финансовой стороне своих дел и даже купить небольшой остров, где он оборудовал в сторожке художественную мастерскую. Его очень интересовала вода, и, переправляясь на лодке в свою «водную студию», он неутомимо писал картины.
На пороге столетия у художника появились проблемы со зрением, и часто, недовольный передачей света и тени, он уничтожал свои картины, сжигая их вместе с опавшей листвой. В 1908 и 1909 годах Клод Моне совершил свои последние дальние поездки – в Венецию. Сказочный вид города покорил художника, и он очень горевал, что не увидел Венецию молодым, а теперь не сумеет передать яркость своих впечатлений от встречи с этим великолепным городом. На основе своих венецианских зарисовок и этюдов Моне написал двадцать девять полотен, которые в 1912 году были выставлены в частной галерее Бернхейма.
В 1911 году Моне постигло очередное горе – Алиса, его вторая жена, умерла. А в 1914 году он потерял сына Жана. Смерть ходила вокруг художника и буквально выкашивала его друзей – один за другим ушли из жизни Сислей, Сезан, Писсаро, а немного позже – Ренуар и Дега. Смерть Ренуара (1919 год) сделала Моне последним представителем легендарной эпохи импрессионистов, и у него остались только сад и творчество. В начале двадцатых годов художник перенес две операции по поводу катаракты. 6 декабря 1926 года Клод Моне скончался. Похороны его состоялись на церковном кладбище в Живерни.
Последний грандиозный проект Клода Моне – «Водяные лилии». Работы этого цикла были вмонтированы во все стены двух громадных овальных залов парижского музея Оранжери – но залы открылись для посетителей лишь год спустя после смерти великого художника.