12 апреля (по новому стилю) 1823 года произошло исключительное значимое для российской литературы событие, естественно, незамеченное в то время, – родился Александр Николаевич Островский. Отец его, закончивший Московскую духовную семинарию, был служащим Московского городского суда. Но ему не чужда была и частная практика, касающаяся коммерческих и имущественных дел. Мать Александра происходила из духовного сословия и умерла, когда Островскому было всего восемь лет.
Детство и ранняя юность Александра прошли в Замоскворечье. В те времена этот уголок Москвы был застроен купеческими особняками и буквально пропитан купеческо-мещанским духом и бытом. Бабушка Островского по материнской линии, Наталья Ивановна, постоянно жила в семье Островских и продолжала служить просвирней в местном приходе. Она, как и няня Авдотья Ивановна Кутузова, оказала огромное влияние на формирование мировоззрения будущего драматурга. Кроме того, в доме Островских часто бывали его крестные родители – чиновники достаточно высокого ранга. Возможно, именно из их разговоров Александр почерпнул многие темы пьес, ставших позже бессмертными.
Александр получил очень хорошее и качественное домашнее образование. Способности к языкам позволили ему выучить французский и немецкий, греческий и латинский, а позже испанский, итальянский и английский языки. Островский рано пристрастился к чтению и к тринадцати годам перечитал уже всю отцовскую библиотеку. А библиотека у Островских была богатейшая! Здесь имелись самые первые издания «Цыган», «Руслана и Людмилы» Пушкина, «Горя от ума» Грибоедова и многие другие произведения русской литературы.
Александру исполнилось тринадцать лет, когда его отец женился вторично. Новая жена, дочь шведского барона, не слишком утруждала себя воспитанием детей своего мужа, однако оказала значительное влияние на весь домашний уклад и быт Островских, перекроив их на дворянский, аристократический манер. Естественно, что изменилось семейное окружение.
В достаточно популярную в то время Первую Московскую гимназию Островский поступает в 1835 году. Окончив ее через пять лет, он начинает учиться в Московском университете, на юридическом факультете. Здесь ему посчастливилось слушать лекции знатоков литературы, юриспруденции и истории – М. П. Погодина, Н. И. Крылова, Т. Н. Грановского. Именно благодаря своим знаменитым преподавателям Островский открыл для себя богатство русского языка, его летописей и увидел сам язык в исторической перспективе. Но, отказавшись идти на пересдачу экзамена, Островский уходит из университета и поступает на службу в Московский Совестный суд (в 1843 году). Через два года он переходит с повышением в Коммерческий суд, где проработал шесть лет. Опыт работы в судах стал неоценимым подспорьем творчеству Островского.
Своим вторым университетом Островский называл Малый театр. К сцене будущий драматург пристрастился еще в гимназические годы и считался завсегдатаем этого старейшего театра России. Началом творческого пути Островского считается публикация в «Московском городском листке» (1847 год) наброска комедии «Несостоятельный должник». Позже это произведение было переработано, и мы знаем его под названием «Свои люди – сочтемся». Здесь же была опубликована комедия «Картина семейного счастья», переименованная впоследствии в «Семейную картину», а из прозы – очерк «Записки замоскворецкого жителя». Несомненное признание молодому драматургу принесла комедия «Свои люди – сочтемся». Как это ни удивительно, а популярной она стала еще до своей публикации в результате устного чтения П. М. Садовского и самого автора. И это естественно, особенно если учесть одобрительные отзывы таких столпов, как Т.Н. Грановский, И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь. Тургенев писал об Островском, что начал он «необыкновенно». Александр Островский был моментально зачислен в один ряд с авторами «Тартюфа», «Горя от ума», «Бригадира». Достоинства его комедии сравнивали даже с «Ревизором». Буквально в одночасье попасть в «компанию» таких величайших людей, как Фонвизин, Мольер, Грибоедов и Гоголь, – это был несомненный успех, способный вскружить голову кому угодно.
Комедию «Свои люди – сочтемся» оценили и в правительственных кругах – она была немедленно запрещена к постановке на сцене. Правда, цензура дала маху. По явному недосмотру пьеса была издана в марте 1850 года журналом «Москвитятин». Естественно, что оскорбленное купечество встало на дыбы – на автора пьесы посыпались жалобы. Дело дошло даже до императора. Николай I ознакомился с пьесой, перечитал поступившие донесения и наложил резолюцию о справедливости возмущения купцов и о дальнейшем запрете театральной постановки. Так Александр Островский стал не только популярным драматургом, но и попал в неблагонадежные и даже удостоился секретного полицейского наблюдения. Лишь через двенадцать лет, в 1861 году, комедия «Свои люди – сочтемся» ставится на сцене.
За свою жизнь Островский написал 47 пьес, исполненных в различных жанрах – от полновесных трагедий до небольших драматических эпизодов. Фактически, он писал по одной большой пьесе каждый год, но иногда выдавал их и раз в три месяца. К тому же, есть еще и пьесы, написанные в соавторстве с С. А. Гедеоновым, П. М. Невежиным, Н. Я. Соловьевым. Занимался драматург и переводами. Свыше 20 пьес Сервантеса, Макиавелли, Гольдоне и прочих он успешно перевел на русский язык. Была в их числе и пьеса Теренция «Гецира», весьма сходная по тематике с «Грозой».
В 1865 году Островский создает Московский артистический кружок и начинает продвигать идеи создания в русском театре реалистического жанра, носящего подлинно русский, национальный характер. Он засыпал официальные ведомства Российской империи многочисленными соображениями, проектами и записками, предлагающими принятие строчных мер по поддержке русского театра и прекращению упадка театрального искусства. В то же время он продолжает работу над своими пьесами и в значительной мере содействует формированию реалистической игры на сцене и выдвижению таких актеров, как Федотова, Ермолова, Косицкая и Васильев.
Отношения драматурга с отцом разладились после того, как Островский начал сожительствовать с девицей Агафьей Ивановой. Отец драматурга даже не желал знать четверых внуков, которые родились в этом гражданском браке. Но туберкулез подкосил силы Агафьи, и она умерла. Новый брак Островского, с Марией Васильевой, актрисой Малого театра, был заключен в 1869 году и оказался столь же плодовит – у драматурга родилось еще пятеро детей.
Стиль Островского и его литературные взгляды складывались под влиянием такого столпа литературной эстетики, как В. Г. Белинский. Драматург постоянно изучал жизнь, словно разглядывая ее под микроскопом, и вел дневники. Именно по дневникам Островского можно изучать Россию того времени. В этом плане особенно ценными видятся записки, сделанные во время поездки по верхней Волге в 1865 году. Современники считали, что публикация отчета Островского по этому путешествию дала полную картину о составе населения, нравам края. Не менее ценными оказались и сведения об экономике. Эта поездка принесла Островскому замысел целого цикла пьес с общим названием «Ночи на Волге». К сожалению, проект этот был осуществлен лишь частично.
Вполне возможно, что Островский предвидел свою смерть. В августе 1883 года, во время работы над последним шедевром – пьесой «Без вины виноватые», он оформил предчувствия в письме к брату, сказав, что уже доживает свой век и боится не успеть написать все, что задумал. Можно сказать, что последние годы жизни Островского не были омрачены материальными проблемами. Он занимал должность заведующего репертуарами театров Москвы и получал весьма приличную пенсию в три тысячи рублей.
Перед своей смертью великий русский драматург переводил трагедию Шекспира «Антоний и Клеопатра» и не успел закончить. Он умер в имении Щелыково 14 июня (по новому стилю) 1886 года от приступа стенокардии. Островский сделал чрезвычайно много как для русской литературы, так и для развития театрального искусства России, но сам до конца жизни считал, что сделал крайне мало…