Ярко выраженный авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гросом являлся представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистские мотивы, осмысление общечеловеческих ценностей.
Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.
В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван на военную службу в ряды фольксштурма. В конце войны Дикс был пленён французскими войсками и в феврале 1946 года отпущен на свободу.
Сначала Дикс учился у художника-декоратора (1905-1909), а потом в Дрезденской школе прикладного искусства (1910-1914). В своих ранних произведениях он следовал традиции немецкой живописи XV-XVI вв., позже испытал влияние группы и футуризма (в 1914-1919). Как и другие художники того поколения, Дикс глубоко переживал трагедию войны, на темы которой он исполнил около 600 рисунков, акварелей и гуашей. В 1914- 1919 он служил на русском и французском фронтах. Картины, написанные в 1920, отражают политический климат в Германии после окончания войны. Для них характерна удивительная смесь дадаистской техники(коллажи; в 1920 Дикс принял участие в большой выставке дала в Берлине) и двухмерности экспрессионизма ( и - не сохранились; , Штутгарт, Гос.гал.; , там же).
Тогда же Дикс создал стиль, ставший особенно характерным для его творчества, - графический в своей основе, он окрашен холодными и пронзительными тонами в соответствии с экспрессивной традицией XVI в.(Бальдунг Грин, Дюрер, Кранах, Грюневальд), которую он сочетает с современными сюжетами: фантастический ужас в картине (1920-1923, погибла после 1938), портреты, создающие эффект присутствия (, 1921, Кельн, музей Вальраф-Рихарт; , 1926, Париж, Нац.музей современного искусства, Центр Помпиду; , 1924, Ганновер, музей); сатиры на современный город (, 1927, Штутгарт, Гос. гал.), прямое наблюдение откровенных человеческих ситуаций (, 1930-1931).
Его ксилографии (самая ранняя датируется 1913; в 1919 была исполнена прекрасная серия ) и офорты 1920-х ( и , 1922, и особенно 50 офортов из серии , 1923-1924, изданы в Берлине в 1924, полностью собраны в 1961) поражают своей правдивостью и жизненной силой. Дикс работал в старой темперной технике с лессировками, он рисовал серебряным карандашом (этюды новорожденного сына, Урсуса, 1927; растения, очень напоминающие листы Дюрера, обнаженные, пейзажи).
Дикс был провозглашен лидером группы (первая выставка в Маннгейме в 1925), но после 1930 художник отошел от этого направления в сторону более мягкой живописи (что проявилось даже в новых работах на тему войны - 4 панно, 1929-1932, Дрезден, Картинная гал.), заимствуя сюжеты своих картин у старых мастеров (тема искушения св. Антония, св. Христофор, тема бренности жизни), где обнаженные фигуры отмечены странной поэтичностью образов Кранаха и особенно замечательны пейзажи, в частности, графические (, 1934, Ахен, частное собрание). Около 1946 Дикс увлекся приемами позднего экспрессионизма, более тонкого и живописного.
Профессор Дрезденской Академии в 1927-1933, в 1936, изгнанный нацистами, он переехал в Хемменхофен на Боденском озере. Видение Дикса, одновременно беспристрастное, не ангажированное, и исключительно правдивое, было лучше оценено в 1945-1960, в момент фигуративистской реакции на субъективизм абстракции; знаменательно, что Дикс, как и поздний Бэкон, часто обращался к философии Ницше.
Работы художника представлены в немецких музеях, а также в Нью-Йорке (Музей современного искусства).