Родился в Генуе 30 декабря 1932 года (большая часть биографий указывает дату 31 декабря, а некоторые просто — 1938 год). Детство, омрачённое Второй мировой войной, проводит в бедности. Позже он скажет:
Затем он учится в лицее «Андреа Дория» (для болельщика это знак судьбы, поскольку Паоло Вилладжо всегда болел за клуб ФС «Сампдория»). В этом же лицее учились такие знаменитые люди как политик Массимо д’Алемо, комик из «Никогда не говори Гол» Марчелло Чезена, дуэт из телепрограммы «Гиены» Лука и Паоло и бывший президент ФИАТ Паоло Фреско.
После учёбы он будет занимать различные должности от официанта до диктора на Би-би-си, от актёра кабаре до конферансье на круизных лайнерах (вместе со своим другом Фабрицио Де Андре), от актёра в театре до клерка в фирме Cosider (именно этот опыт вдохновил Паоло Вилладжо на создание очевидно автобиографического персонажа бухгалтера Уго Фантоцци, который впоследствии принес ему огромную популярность).
Артистический талант Вилладжо открыл Маурицио Костанцо, который в 1967 году посоветовал ему выступить в одном из римских кабаре. Оттуда Паоло уходит на телевидение, в программу «Воскресные люди», в которой его «боевые кони», агрессивные, подлые и трусливые персонажи (Профессор Кранц, Жандоменико Фраккья и Фанточчи, ставший позже Фантоцци), им же и исполненные, получают свою путевку в жизнь.
Меняя телевизионную сцену на печатную машинку, он публикует в еженедельниках L’espresso и L’Europeo свои короткие рассказы, главным героем которых становится бухгалтер Уго Фантоцци, человек бесхарактерный, которого преследуют неудачи и «меганачальник» из «мегакомпании», где и работает Фантоцци.
В 1971 г. издательство Rizzoli публикует его книгу «Фантоцци», вобравшую в себя эти короткие рассказы, и принесшую Паоло Вилладжо международную известность. Успех этих бестселлеров (а их он написал три книги, все изданы Rizzoli) позволит ему с успехом и немалой прибылью посвятить себя кино.
Этот персонаж завоевал огромную популярность даже в Восточной Европе и Советском Союзе, где Вилладжо стал лауреатом премии имени Гоголя, как «лучший переведенный писатель». Этот успех актуален и сегодня настолько, что его знаменитое высказывание: «Это же редкое дерьмище!» о фильме «Броненосец Потемкин», русская публика помнит до сих пор.
Если быть точным, Вилладжо и ранее участвовал в создании кинофильмов (например, «Бранкалеоне в крестовых походах» Марио Моничелли, 1970 г.), но только после знаменитого фильма «Фантоцци», режиссёра Лучиано Сальче, он получает признание и на этом поприще. Их будет ещё много, целых десять, чьим героем стал мифический бухгалтер (ещё один снял Сальче, семь Нери Паренти, и один, самый последний, — Доменико Саверни).
Благодаря большой популярности этих фильмов, речь среднестатистического итальянца пополнилась такими фразами как «У меня скрестились пальцы», «Вы так гуманны!», прилагательными «фантоццийский», выражениями «а ля Фантоцци», которые призваны обозначать неудачно начавшиеся и ещё хуже закончившиеся жизненные ситуации.
Знаменитая шутка о фильме «Броненосец Потемкин» имела такой резонанс, что эта кинолента больше не демонстрировалась на кинофорумах, устраиваемыми компаниями (на которых вынужден был присутствовать великий бухгалтер) и церковными приходами. Фантоцци изображает обычного для семидесятых годов итальянца, из среднего класса, живущего скромно (среднее образование, социальное жилье, работа мелкого клерка и т. д.), который перед камерой обнажает тревоги и «пороки» всего слоя работающих людей: в любом офисе, например, есть заигрывающая со всеми соблазнительница, как «синьорина Сильвани», требовательный начальник или коллега-карьерист; многие, как и Фантоцци, ездили на малолитражках вроде Бьянкины, но, прежде всего, все мы порой думали, что нас преследуют одни неудачи.
Согласно некоторым источникам, в 80-е годы актёр вернулся к образу Фантоцци (начиная с фильма «Фантоцци против всех») из-за необходимости оплатить лечение своего сына в сообществе наркозависимых, основанном Виченцо Муччоли.
В последних фильмах о Фантоцци, от «Фантоцци уходит на пенсию» (1988 г.) до «Фантоцци попадает в рай» и «Фантоцци 2000, клонирование», ирония часто сопровождается мрачным пессимизмом, который нередко выливается в настоящие оды смерти и болезни.
Вилладжо сыграл, правда, не всегда с успехом, во множестве кинокомедий, изображая персонажей очень похожих на Фантоцци. Иногда, оставляя свои привычные образы, он сотрудничал с грандами кино как то: Федерико Феллини (1990 г. в «Голос Луны» вместе с Роберто Бениньи), Лина Вертмюллер (1992 г. в фильме «Чао, профессор»), Эрманно Ольми (1993 г. «Тайна старого леса», по одноимённому роману Дино Будзати), Марио Моничелли (1994 г. в фильме «Дорогие друзья приятели» и в незабвенном «Бронкалеоне в крестовых походах») и Габриэле Сальваторес (2000 г. «Зубы»).
В 1977 году он сыграл роль эмигранта, возвращающегося в Италию в фильме « … Прекрасная страна», наполненном горькими разоблачениями итальянской действительности семидесятых годов, которые слегка прикрыты комичностью. Также Вилладжо исполнил роль Жандоменико Фраккья, персонажа похожего на несчастного Фантоцци, в кинолентах «Фраккья зверь в человеческом обличье» (1981 г.) и «Фраккья против Дракулы» (1985 г.).
Среди многочисленных кинематографических наград, которые получил Паоло Вилладжо, стоит упомянуть Давида Донателло завоеванную в 1990 году, Серебряную ленту 1992 года и Золотого льва 1992 за творческий путь.
Все эти годы, однако, он не перестает писать: регулярно, и с успехом, публикует свои произведения, поменяв в 1994 году издателя (от Rizzoli перешёл к Mondadori). В этом издательстве, Mondadori, он выпускает книги «Фантоцци прощается и уходит»(1994—1995), «Жизнь, смерть и чудеса за бесценок»(2002), «Семь грамм в семьдесят лет»(2003) и «Я зол как скотина»(2004), чтобы, вернувшись к Rizzoli, опубликовать в 2006 году «Призраки».
Мы все его знаем как киноактера и писателя, но он был также и хорошим театральным актёром: в постановке Джорджа Стрехлера он сыграл роль Гарпагона в комедии Мольера «Скупой», а в театральный сезон 2000—2001 выступал с автобиографичным монологом «Бред жалкого старика». Начиная с 1996 года, вместе с Массимо Больди, он ведет сатирический тележурнал «Новостная лента». Недавно он принимал участие в телевизионном фильме «Карабинеры», где исполнял роль Джованни, профессора потерявшего память, который часто сотрудничает с органами правопорядка в раскрытии уголовных дел.
С 2007 выступает на сцене с монологом «Прощальный вечер» в трех актах: «Курение убивает», вдохновленном рассказом А. П. Чехова «О вреде табака», «Жизнь с молотка» на основе «Лебединой песни» того же Чехова и «Последняя невеста» по мотивам «Человека с цветком во рту» Луиджи Пиранделло. Переосмысленные, в характерном стиле Вилладжо, здесь сплавляются мощный драматизм и комичность.
После выступления на сцене с автобиографичным монологом «Бред жалкого старика», в 2002 году Вилладжо опубликовал автобиографию озаглавленную «Жизнь, смерть и чудеса за бесценок», где много рассказал о своих родителях, жене, брате (близнеце) и о сыне. До этого он никогда не любил говорить о своей семье, а когда был вынужден — всегда развлекался тем, что водил слушателя за нос, рассказывая полностью выдуманные истории.
Однажды, старая прорицательница-астролог, которую Вилладжо встретил в столице, предсказала, что он умрет 14 декабря 2002 года в своем белом доме у моря. Однако, на следующий после этой даты день, актёр принимал участие в передаче «Воскресение в…», которую вела Мара Вернье.
Вилладжо стал кандидатом на выборах 1994 года от партии Lista Pannella в избирательном округе Генуя — Сан Фруттуозо. До этого являлся членом партии Пролетарская демократия, которая объединяла таких же радикальных социалистов, как и он сам.