В целом музыку Пэта Мэтини можно условно разделить на две части: Pat Metheny Group и участие в проектах других музыкантов, дуэтах, сольных записях и т. д.
В 1976 году Пэт Мэтини и клавишник Лайл Мэйс, объединившись, создали Pat Metheny Group (PMG). Коллектив Pat Metheny Group в первые же годы своего существования стал редким примером джазовой группы, завоевавшей широкую популярность и не преследовавшей коммерческой выгоды. Музыканты выработали свое собственное «плотное» оркестровое звучание, нередко соединяя классическую технику контрапункта, метрические вариации и элементы музыкальной драмы. Более того, в творчестве Pat Metheny Group синтезированы элементы этнической музыки разных народов; особое место занимает южно-американская музыка. Если Пэт Мэтини заметен как основной мелодист, то Лайл Мэйс выделяется своими гармониями. В 1981 году к ним присоединился басист Стив Родби, оказавший впоследствии большое влияние на творческое сотрудничество Пэта и Лайла, а также принимавший активное участие в записях коллектива (в том числе в качестве продюсера). Сам Мэтини отмечает, что Pat Metheny Group является своего рода экспериментальной площадкой его музыки.
Работая за пределами Pat Metheny Group, Пэт Мэтини сумел показать самые разные стороны своей музыкальности. Работая с известными джазовыми музыкантами, такими как Орнет Коулмен, Чарли Хэйден, Дэйв Холланд и Рой Хэйнс, Пэт Мэтини записал композиции, высоко оцененные джазовыми критиками, даже теми, которые не проявляли особого внимания к «пасторальным» или «легким роковым» элементам в творчестве Pat Metheny Group. Проекты, подобные дуэту с Дереком Бэйли, или в духе сложного для понимания Zero Tolerance for Silence, ставят в тупик тех критиков, кто полагает, что Пэт Мэтини вместе Pat Metheny Group идет по пути все более мягкого звучания.
Мэтини утверждает, что он играет то, что хотел бы слышать как слушатель. Так как любопытство было его отличительной чертой характера с детства, то не удивительно, что в его музыке чувствуется влияние различных стилей, как классических, так и этнических. В особенности на него повлияла бразильская музыка, так как он жил одно время в Бразилии и выступал с такими музыкантами, как Милтон Нашсименту и Тонинью Хорта.
Кроме этого, Мэтини говорит, что на него повлиял Орнетт Коулмен, некоторые композиции которого он записал. Альбом Song X записан дуэтом Пэта Мэтини и Орнетта Коулмена.
Определённое влияние на молодых музыкантов оказывает и сам Пэт Мэтини. Об этом свидетельствуют его некоторые композиции, исполняемые другими музыкантами; некоторые молодые музыканты играют в Pat Metheny Group и других проектах.