Популярные
На фото Пауль Герхард Наторп

Пауль Герхард Наторп

немецкий философ-идеалист, наряду со своим учителем Г
Дата рождения:
1854-01-24
Дата смерти:
1924-08-17
Биография

Биография

С 1871 года изучал в Берлинском университете музыку, историю и классическую филологию, затем изучал филологию у Г. Узенера в Боннском университете, с 1874 года — в Страсбургском университете, где в 1876 году сдал государственный экзамен и защитил диссертацию по истории Пелопоннесской войны.

В эти годы увлечен Брамсом, Шуманом, Бахом, Бетховеном, в особенности Вагнером. Пишет собственные музыкальные сочинения, испытывая ужасные мучения от невозможности выбрать между наукой и музыкой. В конце концов обратился за советом к И. Брамсу (1875), чей ответ его «порядочно расстроил». Наряду с музыкой увлекается математикой.

Философское образование получил в Страсбурге у Эрнста Лааса, философа-позитивиста и автора работы «Кантовские аналогии опыта» (1876), в те же годы открыл для себя неокантианскую философию Ланге и Когена.

С 1880 года — в Марбурском университете, где в 1881 году защитил докторскую диссертацию по философии «Теория познания Декарта. К предыстории критицизма».

С 1885 года экстраординарный, а с 1893 года ординарный профессор философии и педагогики Марбургского университета. Занимал эту должность до выхода на пенсию в 1922 году.

Философия

Кантовское понятие «вещи в себе» трактуется у Наторпа лишь в качестве «предельного понятия», побудительного начала научного познания.

Классическим примером научного знания Наторп считает математический анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению всех специальных объектов исследования конструкциями чистой мысли.

В работах по истории античной философии Наторп истолковывает её в духе идеализма Нового времени, сближая, в частности, метод Платона с трансцендентальным методом Канта в его интерпретации Марбургской школой.

Социальная педагогика

Наторп уделял большое внимание проблемам так называемой социальной педагогики, которая тесно связана с возникшей внутри Марбургской школы идеей этического социализма.

Сочинения

  • Natorp P. Allegemeine Psychologie nach kritischer Methode. 1. Buch: Objekt und Methode der Psychologie. T?bingen, 1912. – 352 S.
  • Natorp P. Fjedor Dostojewskis Bedeutung f?r die gegenw?rtige Kulturkrisis: Mit einem Anhang zur geistigen Krisis der Gegenwart. Jena, 1923. – 41 S.
  • Natorp P. Hermann Cohen als Mensch, Lehrer und Forscher. Marburg, 1918. – 30 S. – (Marburger Akademische Reden, Nr. 39).
  • Natorp P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig – Berlin, 1910. – XX, 416 S.
  • Natorp P. Philosophie, ihr Problem und ihre Probleme. Einf?hrung in den kritischen Idealismus. G?ttingen, 1911. – 172 S. – (Wege zur Philosophie; 1).
  • Natorp P. Philosophische Prop?deutik (Allgemeine Einleitung in die Philosophie und Anfangsgr?nde der Logik, Ethik und Psychologie). 2. Aufl. Marburg, 1905.
  • Natorp P. Philosophische Systematik. Aus dem Nachlass hrsg. von H. Natorp. Mit der Gedankrede zum 100 Geburtstag von H.-G. Gadamer sowie mit Einl. und textkritischen Anwerk. von H. Knittermeyer. Hamburg, 1958. – XL, 420 S.
  • Natorp P. Platos Ideenlehre: Eine Einf?hrung in den Idealismus. Hamburg, 2004. – 572 S. Перевод на англ.: Natorp P. Plato's Theory of Ideas. An Introduction to Idealism / Edited with an introd. by V. Politis. 1st english transl. by V. Politis and J. Connolly. 2004. – (International Plato Studies; 18).
  • Natorp P. Recht und Sittlichkeit. Ein Beitrag zur kategorialen Begr?ndung der praktischen Philosophie. Mit besonderem Bezug auf Hermann Cohens «Ethik des reinen Willens» und Rudolf Stammlers «Theorie der Rechtswissenschaft» // Kant-Studien. 1913. Bd. XVIII. H. 1–2. S. 1–79.
  • Natorp P. Religion innerhalb der Grenzen der Humanit?t. Ein Kapitel zur Grundlegung der Sozialp?dagogik. 2-te durchgesehene und um ein Nachwort vermehrte Aufl. T?bingen, 1908. – VII, 126 S.
  • Natorp P. Sozialp?dagogik. Theorie der Willenserziehung auf der Grundlage der Gemeinschaft. Stuttgart, 1899. – VIII, 352 S.
  • Natorp P. Gesammelte Abhandlungen zur Sozialp?dagogik. Abt. 1. Historisches. Stuttgart, 1907. – VIII, 510 S.
  • Natorp P. Selbstdarstellung // Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen. Hrsg. von P. Schmidt. 2. Aufl. Bd. 1. Leipzig, 1923. S. 161–190.
  • Natorp P. Sozialidealismus. Neue Richtlinien sozialer Erziehung. Berlin, 1920.
  • Natorp P. Individuum und Gemeinschaft. Jena, 1921.
  • Natorp P. ?ber objektive und subjektive Begr?ndung der Erkenntniss // Philosophische Monatshefte. 1887. Bd. XXIII. S. 257–286.
  • Natorp P. Zum Ged?chtnis Kants. Sonderdruck aus «Deutsche Schule. 1904. H. II». - Leipzig, 1904. – 23 S.
  • Наторп П. Избранные работы / Сост. В.А. Куренной. - М., 2006. – 384 с. – («Университетская библиотека Александра Погорельского»).
  • Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Непериодическое издание под ред. Н.О. Лосского и Э.Л. Радлова. Сб. № 5. - СПб., 1913. - С. 93–132; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. - С. 121–144.
  • Наторп П. Культура народа и культура личности. Шесть лекций П. Наторпа, проф. Марбургского университета. Пер. с нем. М.М. Рубинштейна. - СПб., 1912. – 189 с. Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. - С. 147–294.
  • Наторп П. Логика. Обоснование и логическое построение математики и математического естествознания. (Сжатое пособие к лекциям). Пер. с нем. В.А. Радзиевского с пред. И.И. Лапшина. - СПб., 1909. – 64 с.
  • Наторп П. Общая педагогика. Пер. Б.А. Фохта. - М., 1910.
  • Наторп П. Песталоцци. Его жизнь и его идеи. Пер. с нем. М.А. Энгельгардта. - СПб., 1912. – 104 c.; Пг., 1918, 2-е изд. – 104 с.; 1920, 3-е изд. – 168 с.
  • Наторп П. Принцип относительности // Минковский Г. Пространство и время. Пер. И.В. Яшунского. - СПб., 1911. С. 75–93.
  • Наторп П. Развитие народа и развитие личности. Перев. с нем. А. Пальчика. СПб., 1912. – 144 с.
  • Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А.А. Громбаха с 3-го доп. нем. изд-я. - СПб., 1911. – XXVI, 360 с.
  • Наторп П. Социальный идеализм // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1995. - № 1. - С. 55–126; Перепеч.: Каган М.И. О ходе истории. - М., 2004. -С. 98–149.
  • Наторп П. Философия и психология // Логос. - СПб. - 1914. Т. 1. Вып. 1. С. 34–56; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. С. 27–54.
  • Наторп П. Философия как основа педагогики. Пер. с нем., предисл. Г.Г. Шпета. - М., 1910. – 106, [1] с.; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. - С. 297–383.
  • Наторп П. Философская пропедевтика. (Общее введение в философию и основные начала логики, этики и психологии). Пер. с 3-го нем. изд. под ред. и с предисл. Б.А. Фохта. - М., 1911. – 118, [1] с.; Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. - С. 57–118.
Поделиться: