Павел Диакон стоял весьма близко к лангобардскому королю Ратхису, при дворе которого в Павии получил прекрасное образование. В дальнейшем был придворным писателем короля Дезидерия и учителем его дочери, по просьбе которой написал в 774 году «Римскую историю» («Historia Romana») — сочинение компилятивного характера, продолжавшее в христианском духе «Бревиарий» Флавия Евтропия до Юстиниана.
После подавления фриульского восстания лангобардов в 776 году, когда Карл Великий за участие в восстании увёз в Галлию в качестве заложника брата Павла Арихиса, Павел удалился в Монте-Кассинский монастырь. В 782 году, во время пребывания Карла в Италии, Павел обратился к нему с просьбой в форме элегии об освобождении брата. Карл заинтересовался Павлом, уже тогда завоевавшим репутацию учёнейшего человека, писателя и поэта, и пригласил его в Галлию, где тот вскоре стал одним из наиболее авторитетных членов «придворной академии» императора. По поручению Карла Павел собрал и исправил церковные песни, которые до сих пор употребляются в католической церкви. В 787 году получил возможность вернуться в Монтекассино, где занялся трудом по истории лангобардского королевства, павшего в 774 году.
Современные названия нот восходят к первому стиху гимна Павла Диакона в честь Иоанна Крестителя:
Кроме писем, поэтических и чисто богословских сочинений Павлу Диакону принадлежат:
Увлекательное изложение и образцовый язык были причиной того, что последний труд получил большое распространение и дошёл до нас в 114 рукописях.
Критические этюды о Павле Диаконе: