Популярные

Павел Михайлович Шпилевский

писатель-этнограф, публицист, литературный критик, исследователь культуры и истории Белоруссии
Биография

Биография

Родился 31 октября (12 ноября по новому стилю) 1827 года в семье священника в деревне Шипиловичи Минской губернии. В 1837—1843 учился в Минской духовной семинарии в Слуцке, в 1843—1847 — в Петербургской духовной академии. Академию окончил со звание кандидата богословия, был назначен преподавателем словестности в Варшавское уездное духовное училище. Через пять лет переехал в Санкт-Петербург. С декабря 1853 года работал в Главном педагогическом институте, а с апреля 1855 — учителем в школе при экспедиции подготовки государственных бумаг.

Литературная деятельность

В 1846 году под псевдонимом П. Древлянский были изданы статьи по белорусской мифологии в «Журнале Министерства Народного Просвещения». В 1850 вышел исторический труд «Описание посольства Льва Сапеги в Московию». В 1853 в журнале «Москвитянин» был напечатан труд «Исследование о вовкулаках на основании белорусских поверий», в журнале «Пантеон» — «Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических сказках», в «Современнике» — «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» — работа, получившая наибольшую известность и написанная превосходным литературным стилем. В том же 1853 свет увидела монография «Белорусские пословицы», в 1857 — «Археологические находки» и «Дожинка, белорусский обычай. Сценическое представление». В 1858 в журнале «Иллюстрация» было издано 6 «Западнорусских очерков».

Характеристика исследований

Труды Шпилевского написаны более «литературно», чем научно. «Популярность» стиля автора обуславливает постоянный и не уменьшающийся интерес к его творчеству не только в среде профессионалов, но в среди любителей. Важное место в работах Шпилевского занимает описание народной поэзии, обрядности и верований.

В работах Шпилевского четко прослеживается мысль, что белорусы, полешуки и другие исследованные им народности древнейшие в славянском мире. В настоящее время академической наукой отказано в достоверности и научности фактов, приведенных в первой работе («Белорусские народные предания») Шпилевского. Большая часть мифических персонажей, описанные Шпилевским, признана фантомами, никогда не существовавшими в славянском фольклоре, и являющихся плодом творчества самого автора.

Библиография

  • Древлянский П. Белорусские народные предания // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения. 1846. Кн. 1. С. 3-25.
  • Древлянский П. Белорусские народные поверья. Статья вторая // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения. 1846. Кн. 3. С. 85-125.
  • Шпилевский П. Белорусские народные поверья. Статья третья // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения. 1852. Кн. 3. С. 37-68.
  • «Описание посольства Льва Сапеги в Московию» (С-Пб., 1850)
  • «Белорусские поверья» (С-Пб., 1850—1852)
  • «Белоруссия в характерических описаниях и фантастических поверьях» (С-Пб., 1853)
  • «Исследование о вовколаках на основании белорусских поверий» (С-Пб., 1853)
  • «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» (С-Пб., 1853; Минск, 1993, 2003)
  • «Белорусские пословицы» (С-Пб., 1853)
  • «Археологические находки» (С-Пб., 1857)
  • «Дожинка, белорусский обычай. Сценическое представление» (С-Пб., 1857)
  • «Западнорусские очерки» (С-Пб., 1858)
  • «Цыганёнок» (повесть для детей) (СПб., 1855)
  • «Словарь белорусского наречия» (не издавался)
  • «Краткая грамматика белорусского наречия» (не издавалась)
  • «Заметки белорусца о белорусском языке» (не издавались)

Увековечение памяти

  • Улица Шпилевского в Минске
  • Почтовая марка
Поделиться: