Рамэ происходил из древнего, но совершенно обедневшего рода; отец его был плотником. Он сделался слугой дворянина де-Бросса, чтобы иметь возможность вместе с господином слушать лекции в Париже. Выдержав экзамен на магистра искусств (фр. ma?tre ?s arts), он стал читать лекции в Париже.
В магистерской диссертации (1536) и в последующих работах Рамэ выступал с резкой критикой схоластического аристотелизма.
В 1543 Рамэ выпустил в свет два сочинения: «Dialecticae partitiones ad Academiam Parisiensem» и «Aristotelicae animadversiones», навлекшие на него ряд гонений (в особенности со стороны Пьера Галланда). За борьбу против схоластики Рамэ был отстранен от преподавания в Парижском университете в 1544 г., а книги были сожжены. Такой суровый приговор критику Аристотеля неудивителен, если припомнить строгий эдикт Людовика XI против номиналистов (1473) и эдикт Людовика XIII, ещё в 1624 г. запретивший под страхом смертной казни нападки на систему Аристотеля.
В 1547 Рамэ получил разрешение читать лекции и печатать сочинения по философии. Он переиздал свои замечания по работам Аристотеля и кроме того издал комментарии к некоторым сочинениям Цицерона и к риторике Квинтилиана. Эти сочинения также подверглись преследованию со стороны Сорбонны; однако благодаря содействию кардинала Карла Лотарингского в 1551 г. Рамэ был назначен профессором красноречия и философии в Coll?ge de France.
В 1559 Рамэ издал латинскую грамматику, в 1560 — греческую, в 1562 — французскую. Рамэ постепенно приобрел большое значение в университете, его неоднократно выбирали в депутаты для ходатайств перед королем. В 1562 г. Рамэ написал замечательный проект реформы университета «Advertissements sur la reformation de l’universit? de Paris, au Roy». Главным недостатком существующего порядка он считал слишком большое число учащих и рекомендовал поручить преподавание нескольким профессорам, получающим плату от правительства. Этот проект, главнейшие положения которого были впоследствии осуществлены, вызвал бурю негодования среди профессоров.
В 1568 наступившие религиозные смуты заставили Рамэ, принявшего в 1561 кальвинизм, покинуть Францию. Он читал лекции в Гейдельберге, побывал в Швейцарии, вновь возвращался на родину, вновь должен был её покинуть и, наконец, погиб во время резни, известной под именем «Варфоломеевской ночи». В его убийстве общественное мнение обвиняло профессора Жана Шарпантье.
Рамэ можно считать предшественником Декарта. Он боролся за права разума, признавая его высшей инстанцией. Он настаивал на том, что метод есть отличительная черта науки и что истинная методология может быть найдена, если будет постигнут человеческий дух. Освободить разум от «аристотелевских пут», упростить методы наук, прочно поставить изучение математики во Франции, добиться признания свободы совести, указать истинную цель философии как изучение человеческой души - вот главнейшие задачи, к осуществлению которых стремился Рамэ.
Обладая скептическим умом и замечательными диалектическими способностями, Рамэ употребил всю свою жизнь на борьбу с авторитетом философов и ученых Древней Греции. Недовольный схоластической интерпретацией аристотелевской логики, он подверг сомнению не только подлинную систему его силлогистики, но и то различие, которое Аристотель проводил между знанием и мнением, аналитическими и диалектическими рассуждениями. Рамэ писал:
Рамэ придавал наибольшее значение не развитию уже существующих идей, а открытию чего-то нового, до сих пор неизвестного. В трудах его предшественников по логике и диалектике его прежде всего интересовали методы поиска и способы обоснования новых истин. Схоластике, с её отвлечёнными спекуляциями, он противопоставлял идею логически обоснованного и практически ориентированного метода, т. н. искусства изобретения. По мысли Рамэ, средством создания такого метода должна служить «новая» логика, которая призвана изучать «естественный процесс мышления». Под влиянием идей Цицерона и Квинтилиана Рамэ выступал за сближение логики с риторикой.
В XVI—XVII вв. учение Рамэ пользовалось большим влиянием в различных странах. Его логические взгляды оказали воздействие на Лейбница и логику Пор-Рояля. Опираясь на Раме, страсбургский педагог Иоганн Штурм продолжил этот путь реформы логики. Под влиянием взглядов Рамуса сформировался ряд течений и учений в философии США, особенно новоанглийский пуританизм.
Среди мыслителей, воспринявших некоторые идеи Рамуса, можно также назвать Дж. Беркли , который в своем произведении «Три разговора между Гиласом и Филонусом» ввел в свое философское учение понятия эктипов и архетипов, воспользовавшись тем самым рамистской терминологией.
Беркли «упростил» рамистскую иерархию источников знания, исключив из неё «энтипы». Для Беркли
Из противников Рамэ выдавался Шариантье, или Карпентариус, на сочинение которого «Descriptio universae naturae ex Aristotele» Рамэ отвечал сочинениями «Scholarum physicarum libri octo» (1565) и «Scholarum metaphysicarum libri quatuordecim» (1566).
Никакого вклада в физику первое из этих сочинений не внесло, но оно во многом содействовало падению авторитета философии Аристотеля в целом и его «Физики» в частности.
Из математических сочинений Рамэ наиболее значимым было «Р. Rami prooemium mathematicum in tres libros distributum» (П., 1567). Предмет этого сочинения составляла собственно история математики, изложенная в размерах очень скромных по причине крайне скудного запаса доступных в то время материалов. Автор при этом старался использовать наиболее достоверные из находящихся в его распоряжении источников. Историю математики Рамэ делил на четыре периода:
Первые три периода занимают в изложении автора всего 40 страниц. Что же касается новейшего, то автор предоставляет его разработку другим. В 1569 г. рассматриваемое сочинение было введено автором в состав другого, также выдающегося его математического труда. Труд этот носил заглавие «Р. Rami Scholarum mathematicarum libri unus et triginta» (Франкфурт, 1559; Базель, 1569) и касался собственно всех отделов математики. Главное место в нём было отведено «Элементам» Евклида, к которым, в соответствии с общим направлением своей деятельности, Рамэ относился с резкой критикой и едва скрываемым порицанием. Нападая на Евклида, Рамэ не щадил и самую науку. Поэтому сочинение Рамэ почти не получило распространения между математиками. Даже особенно ценная историческая его часть вполне игнорировалась последними. Известными исключениями в этом отношении были только ученые: Андрей Таке, польский математик Ян Брозек (латинизированное Broscius) и финляндский математик Кекслерус, шедшие в своих многочисленных сочинениях по элементарной математике по стопам Рамэ и Питискуса.