Популярные
На фото Пьетро ди Джованни д’Амброджо

Пьетро ди Джованни д’Амброджо

Биография

Пьетро ди Джованни д’Амброджо принадлежит к наиболее активным и важным сиенским художникам первой половины XV века. Даты его рождения и смерти не известны, в документах он упоминается с 1410 по 1449 год, а число его работ дошедших до наших дней невелико. Художественному мастерству Пьетро по всей вероятности обучался, работая у Сассетты, во всяком случае, практически во всех произведениях художника видно влияние этого известного сиенского мастера. В 1428 году Пьетро ди Джованни становится членом гильдии сиенских художников. Пик его творчества приходится на 1430-40е годы, именно к этому времени относятся сохранившиеся целиком алтари, которые приписывают Пьетро – «Рождество со святыми Августином и Гальгано» (Ашано, Музей религиозного искусства), «Вознесение Марии со святыми Стефаном и Сигизмундом» (Сиена, Пинакотека) и «Мадонна с младенцем и святыми Себастьяном и Фабианом» (135х159см; Церковь Святых Якова и Христофора монастыря в Омброне).

Первым крупным произведением Пьетро ди Джованни дошедшим до наших дней является алтарь «Рождество со святыми Гальгано и Августином» (1330-35гг., 240х220см. Ашано, Музей религиозного искусства; иногда алтарь именуют «Поклонение пастухов»). «Рождество» написано на фоне фантастического пейзажа. Одни эксперты считают, что прототипом для этой сцены послужила фреска «Рождество Марии», написанная в 1335 году Амброджо Лоренцетти на фасаде сиенского госпиталя Санта Мария делла Скала. Другие полагают, что прототипом трехчастного алтаря мог послужить «Алтарь св. Виктора» из сиенского собора, созданный Бартоломео Булгарини в 1351 году. По сторонам от сцены Рождества и поклоняющихся пастухов, которых сопровождает довольно экзотический пёс, расположились св. Августин, основатель монашеского ордена августинцев, и св. Гальгано, который изображался с мечом, воткнутым в камень – свидетельство его решимости порвать с жизнью рыцаря и стать монахом-отшельником.

Влияние Сассетты угадывается во многих произведениях Пьетро ди Джованни, в связи с чем некоторые из них ранее Сассетте и приписывались. К таким работам относятся, например, две панели маленького диптиха «Св. Михаил-архангел» и «Св. Николай Барийский» из коллекции Лемана (обе по 24,5х7,5см; 1430е годы; Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Краска на большой части этих картин утрачена так, что местами видна деревянная основа, однако к счастью сохранились великолепно исполненные лица святых.

Библиография.

  • G. Chelazzi Dini. Five Centuries of Sienese Painting. London, 1998. pp. 235-239.
  • C. Volpe. Il Gotico a Siena. Florence, 1982. pp. 405-410
Поделиться: