Популярные
На фото Пифагор Самосский

Пифагор Самосский

древнегреческий математик, философ, путешественник, создатель школы пифагорейцев
Биография

Точных данных о древнегреческом философе и математике Пифагоре не так много. К сожалению, именно слава Пифагора сделала возможным появление огромного количества легенд, в которых утонула истина. Даже время его рождения «размазалось», и известно лишь то, что он появился на свет около 570 года до нашей эры. Обычно отцом Пифагора называют Мнесарха, который был то ли богатым купцом, то ли мастером золотых дел. Вообще-то, большинство историков склоняется к тому, что Мнесарх купечествовал – и к тому же являлся аристократом, почему и мог заниматься торговлей, но никак не ремеслом. Аристократическое происхождение Пифагору приписывают не зря: судя по всему, он получил прекрасное по тем временам образование и даже занимался политикой, что для простого человека было бы невозможно. По одной из легенд у Мнесарха и его жены Парфенисы не было детей. С этой бедой они отправились в Дельфы, где знаменитый тогда оракул предрек супругам рождение сына – при этом ребенок, якобы, должен был обладать красотой Аполлона и мудростью Зевса. Когда у Мнесарха и Парфенисы родился мальчик, его мать по древней традиции приняла новое имя в честь Аполлона Пифийского – Пифиада. Сына, соответственно, назвали Пифагором («предсказанный пифией»). В то же время отец ребенка воздвиг богу Аполлону алтарь. Родиной Пифагора считается остров Самос.

Еще в детстве Пифагор обнаружил не только неуемное любопытство, присущее большинству мальчишек, но и большие способности к различным наукам. Первым учителем его стал Гермодамас, который учил мальчика основам живописи и музыки. В качестве упражнения для тренировки памяти учитель требовал от ученика запоминать наизусть песни из поэм Гомера. Он прививал воспитаннику любовь к тайнам природы и говорил, что именно из созерцания природы проистекают самые мудрые мысли.

По преданию Пифагор отправился с острова Самос на остров Лесбос, где познакомился с философом и поэтом Ферекидом Сиросским. У него Пифагор учился астрологии, медицине, познавал тайны чисел и составлял таблицы затмений. Несколько лет провел Пифагор на Лесбосе, и когда Ферекид сообщил ученику, что больше ничего не может для него сделать, Пифагор перебрался в Милет – к прославленному Фалесу. Милесскому мудрецу тогда уже перевалило за семьдесят, но он подготовил достойную смену, и его идеи проповедовал молодой Анаксимандр. Большинство историков склоняется к тому, что Пифагор мог и не встречаться с самим Фалесом, однако достоверных данных по этому вопросу нет.

Несколько позже Пифагор путешествовал в Египет, ездил к персидским магам, в Эфиопию, а по некоторым данным даже посетил Индию. Некоторые исследователи утверждают, что он был в Галлии, где общался со жрецами-друидами. Благодаря рекомендательным письмам Поликрата, властителя Самоса, в Египте Пифагора тепло принял фараон Амазис. В свою очередь покровительство Амазиса дало возможность Пифагору общаться с жрецами Мемфиса. Он даже посещал святую святых Египта – храмы, куда чужестранцев не допускали под страхом смерти. Можно считать, что Пифагор принял сан жреца, ибо иначе он никак не мог бы посещать храмы Мемфиса.

Смерть фараона Амазиса и приход к власти его преемника повлекли за собой прекращение выплаты дани царю Персии Камбезу. Естественно, вспыхнула война. Войска персов вторглись в Египет, уничтожили многие храмы и захватили в рабство жрецов. В их числе был и Пифагор. Если верить легендам, то плененный Пифагор встречался в Вавилоне с персидскими магами, ознакомился с идеями учения халдейских мудрецов и с огромными знаниями, которые накопили восточные народы за многие сотни лет. Особенно Пифагора интересовали арифметика, медицина, астрология и астрономия. Видимо, именно опора этих наук на магию и сверхъестественные силы и придали мистическое звучание математике и философии Пифагора.

Царь Персии Дарий Гистасп, прослышав о знаменитом греке, призвал Пифагора к себе и подарил ему свободу. Пифагор вполне мог остаться при царском дворе, но предпочел вместе с накопленными знаниями возвратиться на родину. Но и Греция изменилась в результате войн. Пифагор нашел, что один из культурных центров древнего мира, Самос, практически уничтожен персами и влачит жалкое существование отсталой провинции. Философы и ученые бежали от персидских войск в Южную Италию, где основали города-колонии Кратон, Агригент и Сиракузы. Пифагор выбрал Кратон.

Население города было весьма расположено к нему, как к человеку богато одаренному, много путешествовавшему и от природы обладавшему красотой и благородством речи. Пифагор произнес перед старейшинами речь и по их просьбе повторил ее как наставление собранным для этого юношам. Многие ученые оспаривают эту легенду, считая даже для Пифагора маловероятным возможность завоевать благосклонность и восхищение всех слоев населения города. Тем не менее, легенда утверждает, что после первой же лекции, прочитанной Пифагором, у него появилось сразу же две тысячи учеников, которые вместе с домочадцами и образовали школу-государство, именуемую «Великая Греция». В основу этой школы единогласно положили законы и философию Пифагора. В союз пифагорейцев принимались исключительно мужчины, прошедшие определенные испытания.

Пифагор женился на Теано – дочери Бронтина, одного из своих последователей. Считается, что у них было трое детей: дочь Мийа и два сына, Телавк и Аримнест. Правда, это всего лишь одна из наиболее популярных версий, не подтвержденная никакими документами.

Однако данный союз просуществовал малое время, так как подвергся нападкам и разгрому политических противников пифагорейцев. Однако несколько столетий в античном мире пропагандировалась философия пифагореизма, которая имела очень много сторонников. Кстати, именно пифагорейцам принадлежит идея назвать весь мир «космосом» - от греческого слова «красота». Совершенство космоса пифагорейцы декларировали как определенные числовые соотношения, лежавшие в основах музыкальной гармонии, пропорций тела человека и движений небесных тел. То есть, во главу угла своей философии пифагорейцы ставили геометрию и арифметику. Именно Пифагору приписывают доказательство теоремы равенства суммы квадратов катетов квадрату гипотенузы. Теорема, понятно, носит имя Пифагора, и всем нам со школы известно ее ироническое толкование: «Пифагоровы штаны во все стороны равны!»

Но в своих изысканиях пифагорейцы зачастую смешивали логику и геометрию с откровенной мистикой и даже в каждом отдельном числе выделили определенный мистический смысл. Также Пифагору приписывают учение о последовательном переселении душ от одного живого тела в другое – метемпсихоз. Якобы сам он утверждал, что в ранних воплощениях являлся сыном Гермеса и носил имя Эфалид, а после пребывал в растениях. Далее его душа существовала в теле Эвфорба – героя Троянской войны.

Из-за непрестанных гонений пифагорейцам пришлось создать практически тайный союз и распространять свое влияние конспиративным образом. При этом пифагорейцы ухитрялись влиять на политику государства, а одним из важнейших политических событий в этом плане считается война между городами Сибарис и Кратон. Битва, произошедшая около 510 года до нашей эры, закончилась всесокрушающей победой кратонского войска с пифагорейцем Милоном во главе. Заодно кратонские войска разрушили Сибарис. После этого Кратон оказался мощнейшим городом в Южной Италии, а соседние города превратились в зависимых от него союзников.

Совершенно естественно, что, кроме почитателей, Пифагор нажил и могущественных врагов. Одним из них стал Килон, которого Пифагор отверг и не дал ему вступить в свою школу. Так называемый «заговор Килона» закончился тем, что многие из последователей Пифагора были убиты, а их имущество разграблено. Пифагор же оставил свою школу и уехал в Метапонт. Хотя, по некоторым источникам, он пытался поселиться в Таренте, Локрахе или Каулонии. Но в эти города Пифагора и его сторонников не пустили.

По одной из распространенных легенд Пифагор бежал в метапонтийский храм муз, где после сорока дней, проведенных без еды, умер. Тем не менее, ни место, ни время смерти Пифагора неизвестны.

Пифагору приписывают многие мудрые изречения. Изданы целые книги его цитат, но совсем не факт, что именно Пифагор произносил их. И все же он – первый, назвавший собственные рассуждения о природе и смысле жизни словом, которое пережило века, – философией. Вся биография Пифагора больше напоминает легенду – но его с полным правом можно назвать не только легендарной, но и величайшей личностью Древней Греции.

Поделиться: