Родился в дворянской семье Орловской губернии; сын небогатого помещика, дядя Д. И. Писарева и родственник А. А. Писарева. В 1817 поступил в Московский университетский благородный пансион, который окончил в 1821 с отличием. Рано проявил интерес к литературе, ещё в пансионе пробовал себя в разных родах и жанрах. По воспоминаниям С. Т. Аксакова, «вся пансионская молодежь признавала его превосходство…» По окончании подал прошение о принятии в Московский университет вольнослушателем, но посещал ли лекции — неизвестно. В 1821 вошёл в кружок Общества Любителей Российской Словесности. Прославился эпиграммами на «Московский Телеграф» Н. А. Полевого. Публиковал стихи и куплеты в «Трудах ОЛРС» и «Вестнике Европы».
Вместе с М. Дмитриевым Писарев участвовал на стороне «классиков» почти во всех литературных спорах, выступая со своими эпиграммами, водевильными куплетами против Вяземского, А. С. Грибоедова. Современники отмечали:
В начале 1820-х поступил на незначительную должность в репертуарную часть конторы Московского императорского театра.
Переводил и переделывал для русской сцены французские водевили, переиначивая их на русский лад и сочиняя к ним куплеты. Сам стал автором оригинальных водевилей, которые успешно шли на сценах императорских театров, всего написал 23 водевиля и комедии (издано около 12).
Одно время он считался первым водевилистом России, хотя, судя по его примечаниям к изданию пьесы «Пятнадцать лет в Париже» (Москва, 1828), он сам не ставил этот жанр высоко:
Он видел театр как развлечение, не признавая его социально-идейного значения, потому категорически выступал против серьёзных пьес, поднимающих общественно значимые проблемы. Театральная энциклопедия отмечает:
Однако сам он в своей драматургии затрагивал общественные пороки: погоню за чинами, власть «капитала», боязнь общего мнения, взяточничество, подкуп судей и чиновников. Значение водевилей Писарева для русской сцены бесспорно. В. Г. Белинский о водевилях Писарева: «Все наши теперешние водевилисты, вместе взятые, не стоят одного Писарева».
Музыку к его сочинениям писали композиторы А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев и Ф. Е. Шольц. Исполнителями ролей были М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, В. И. Рязанцев, А. М. Сабуров, Н. В. Репина, М. Д. Львова-Синецкая.
Вместе с А. Верстовским, который часто писал музыку для его водевилей, Писарев издал «Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 г.» (Москва, 1826).
Неизданной осталась сатира Писарева под заглавием: «Певец на биваках у подошвы Парнаса» — пародия на «Певца во стане русских воинов» Жуковского, осмеивающая многих московских литераторов и ученых.
Водевили Писарева:
и др.
Около 1827 года в творческом сознании Писарева происходят перемены. Он решил взяться за серьёзную тему — написать историческую комедию «Христофор Колумб». М. Погодин записал в дневнике 2 февраля 1828 года: «… Вечеру ездил с Швыревым к умирающему Писареву и с состраданием слушал прекрасный план его „Колумба“. Ну, если он не приведет его в исполнение и не оставит по себе этого следа? Швырев должен выслушать ещё раз и быть, чего не дай Бог, его душеприказчиком».
Умер в 25 лет от чахотки 15 марта 1828 года.
В некрологе Сергей Тимофеевич Аксаков горько писал: "Все заставляло ожидать от него комедий аристофановских… ".