С возраста 35 лет Иванов, следуя своей «идее» здоровья и бессмертия, постепенно отказывался от одежды и обуви, пока не стал круглый год ходить босой, одетым в одни шорты. Практиковал холодные обливания, подолгу обходился без пищи и воды, занимался целительством, распространял своё учение.
В современном движении последователей Иванова можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закалки, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В то же время, отдельные представители Русской православной церкви характеризуют его как человека психически больного или одержимого.
В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций. В антисектантской публицистике некоторые группы ивановцев относят к «деструктивным тоталитарным сектам».
Биография
Родился 20 февраля 1898 года в селе Ореховка на Луганщине (Украина) в многодетной (9 детей) семье шахтёра. Закончил 4 класса церковно-приходской школы (оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году).
В 1917 году был призван в армию, но не воевал из-за перемирия и был демобилизован в 1918 году. После демобилизации в 1918 году женился, у него родились два сына (Андрей в 1918 году и Яков в 1925 году). Сменил много мест работы. В 1930-е годы работал экспедитором.
В 1928 году переехал с семьёй в город Красный Сулин, где жил до 1975 года (за исключением 1931—1933 гг., когда жил с семьёй в городе Армавире).
25 апреля 1933 года, согласно записям самого Иванова, пришёл к мысли, что причина всех болезней и смерти — в отрыве человека от природы. По его словам, потребности в пище, одежде, жилом доме приводят к зависимой, «умираемой» жизни. Надо научиться жить независимо, за счёт естественных условий воздуха, воды, земли. Эта идея послужила началом резкого поворота в жизни Иванова и 50-летнего личного эксперимента. В частности, он начал уменьшать количество одежды на теле и, спустя около двух лет, стал жить круглый год только в одних длинных трусах. Дата 25 апреля отмечалась Ивановым и отмечается его последователями как день рождения Идеи.
17-19 января 1936 года находился в Ростовской психоневрологической клинике, где был поставлен диагноз «хроническое душевное расстройство в форме шизофрении». ВТЭК города Ростова выносит решение об определении Иванова инвалидом первой группы. По этой причине в годы Великой Отечественной войны не призывался в армию.
Во время оккупации вермахтом Красного Сулина (21 июля 1942 — 14 февраля 1943) находился на оккупированной территории.
14 февраля 1943 года были освобождены от немцев Ростов и Красный Сулин. В боях за освобождение Ростова погиб старший сын Андрей.
13 февраля 1951 года Иванова арестовали в Москве по статье 58-10 часть 1 УК РСФСР — антисоветская агитация. 14 апреля 1951 года особым совещанием при МГБ СССР направлен на принудительное лечение в соединении с изоляцией. Прошёл по этапу все три, существующие в то время, специальные психиатрические больницы тюремного типа МВД СССР в Ленинграде, Чистополе и Казани (примерно по году или более в каждой). Перед высылкой по этапу содержался в Таганской тюрьме. Освобождён 29 ноября 1954 года. По заключению прокуратуры города Москвы от 7 июля 2008 года был реабилитирован в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
23 мая 1964 года Иванова арестовали в Бобринецком районе Кировоградской области (Украина), и возбуждено уголовное дело по статье 143 часть 2 УК Украины (мошенничество). 1 сентября 1964 года отправлен на экспертизу в Москву в Институт судебной психиатрии им. Сербского, где признан невменяемым. 12 ноября 1964 года дело, заведённое на Иванова по ст. 143 ч.2 УК Украины, было прекращено. Через Бутырскую тюрьму г. Москвы направлен на принудительное лечение в Казанскую спецбольницу МВД, где содержался с 13 февраля 1965 года по 4 мая 1967 года. Затем переведён в Новоровенецкую психиатрическую больницу Ростовской области. По решению Красносулинского суда окончательно освобождён весной 1968 года.
В 1971 году на хуторе Верхний Кондрючий (Свердловский район Луганской области) его учениками был построен так называемый «Дом Учителя», где Иванов жил и принимал людей с 1976 года.
В 1979 году Иванов создаёт «ГИМН» — 8 строк, которые по словам Иванова и последователей в сжатом виде выражают суть учения.
20 февраля 1982 года вышла большая статья о Порфирии Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982). По заданию редакции автор статьи журналист Сергей Власов и фотокорреспондент Эдуард Эттингер прожили в гостях у Иванова пять дней. Дата выхода журнала совпала с днём рождения Иванова — ему исполнилось 84 года.
После выхода статьи в «Огоньке» в ответ на письма читателей Иванов пишет 12 практических советов — «ДЕТКА».
Иванов скончался 10 апреля 1983 года на хуторе Верхний Кондрючий в возрасте 85 лет.
Свидетельства
В литературе, фильмах и других материалах, посвящённых П. К. Иванову, наряду с фактами биографии, имеющими документальное подтверждение, приводятся также сведения, источниками которых являются дневники и воспоминания самого Иванова, дополненные в ряде случаев свидетельствами очевидцев, участников событий. Ниже приведены примеры подобного рода сведений. (Некоторые эпизоды частично подтверждены документально).
- До 35 лет Иванов жил как большинство окружающих его людей: пил, курил, любил азартные игры, дрался. В 1928 году, уже будучи женатым и имея двух детей, был осужден на два года по статье 169 (мошенничество, за неуплату патентного налога). Отбывал наказание на лесоповале в Архангельской области и за ударный труд был освобождён досрочно через 11 месяцев.
- Коренная перемена в жизни Иванова происходит 25 апреля 1933 года. Он приходит к выводу, что весь «предковый» порядок жизни человека, в который стихийно включился и он, в принципе неверен. Стремясь только к «хорошему» (к теплу, сытости и т. д.), человек получает «плохое» (болезни, смерть). В погоне за тепличными, комфортными условиями человек ушёл от природы, изолировался от неё. Снаружи его окружают одежда и дом, изнутри — пища. Иванов решается восстановить потерянный контакт с природой. На этом пути он видит бессмертие. Иванов писал, что возможно он не достигнет своим телом полного совершенствования, но кому-то надо пойти по этому пути первым.
- Весной 1934 года из-за серьёзного конфликта с начальством Иванов был уволен без права устроиться на работу в течение 6 месяцев. Этот период вынужденной безработицы (май-октябрь 1934 года) Иванов решил целиком посвятить своей идее. В одних шортах и босой, подолгу воздерживаясь от пищи и воды, он ходит по Донбассу и стремится научиться жить «с природой наравне». Чувствуя небывалый прилив бодрости и здоровья, Иванов приходит к простой мысли, что раз передаются болезни от человека к человеку, то может передаваться и здоровье. Он начинает практику целительства. Методику вырабатывает сам, интуитивно. Многочисленные случаи исцелений, зачастую чудесных, убеждают его в правильности выбранного пути и заставляют идти дальше. Зимой 1934—1935 гг. после исцеления парализованной женщины, которая не ходила ногами 17 лет, Иванов принимает решение навсегда отказаться от обуви, в том числе и зимой. С весны 1935 года Иванов принципиально отказывается не только от обуви, но и от одежды (всегда, в том числе и зимой, ходит босой, в одних трусах).
- В ноябре 1936 года Иванов повез личное письмо с политическими предложениями в Москву на VIII Чрезвычайный съезд Советов, на котором планировалось принять новую Конституцию СССР. По его мнению в проекте новой (сталинской) Конституции не были учтены права заключённых и умалишённых. В Москве на Красной площади Иванов, без документов, обнажённый и босой, был задержан милицией и доставлен сначала на Лубянку, где с ним беседует глава НКВД Ежов, а затем в следственный изолятор Матросская тишина. Диагноз Ростовской психиатрической больницы, поставленный Иванову в начале 1936 года, спас ему жизнь. Через 67 суток под конвоем и в одежде он был доставлен к месту жительства.
- Зимой 1937 года был арестован сотрудниками НКВД города Моздок как «диверсант». Проверялся на закалённость: при 17 градусах мороза длительное время обливали водой из колодца. Через 3 месяца был отпущен с извинениями.
- Во время войны осенью 1942 года Иванов встречался с немецким генералом Паулюсом во время дислокации его штаба в Красном Сулине. Результатом встречи был охранный документ на немецком языке, выданный Иванову, за подписью Паулюса. В документе говорится, что Иванов «представляет интерес для мировой науки». Несмотря на охранный документ, в ноябре 1942 года Иванов 27 суток испытывался в днепропетровском гестапо (закапывали голого в снег, ночью под 22 ноября в сильный мороз возили раздетым на мотоцикле по улицам Днепропетровска).
- В декабре 1943 года, когда итог войны был фактически предрешён, Иванов поехал к Сталину с политическим предложением заключить мир с Германией. Однако голого человека зимой на вокзале, утверждающего, что он прибыл с политическими требованиями, милиция доставила в Институт судебной психиатрии им. Сербского, где он находился около 100 дней. В Институте Сербского Иванов беседовал с профессором И. Н. Введенским, и предложил ему взять на себя миссию переговорить со Сталиным о мире. На что профессор ответил, что его (Введенского) за это или расстреляют, или сюда, в Институт, самого положат.
- Поздней осенью 1948 года (23 ноября — 5 декабря), в год своего 50-летия и 15-летия своей идеи, Иванов осуществил экстремальный эксперимент — проход от Туапсе до Сочи вдоль берега Чёрного моря. В своих записях и рассказах Иванов утверждал, что начинался проход во время 12-балльного шторма на море, и 12 суток он находился в естественных условиях природы без пищи, одежды и жилого дома.
- 25 апреля 1975 года Иванов отмечает 42 года своей идеи поездкой большой группой людей на Чувилкин бугор (место недалеко от родного села Ореховка, с которым Иванов связывал начало своей идеи). Затем он устраивает обед в Ореховке, на который приходит много односельчан. Иванов говорит, что на Чувилкином бугре родится новый человек (Сын), который сыграет большую роль в будущем. Многие последователи считают рождением Сына 15 июля 1975 года.
- 4 ноября 1975 — 5 марта 1976 года Иванова изолируют на период работы XXV съезда КПСС, куда он написал обращение и собрался ехать. Его ссаживают с поезда, идущего в Москву, и помещают в Новошахтинскую психбольницу. Условия содержания в психбольнице оказались настолько жёсткими, что Иванов был доведён до состояния, близкого к смерти. Непрерывные просьбы родственников и последователей об освобождении были удовлетворены только на следующий день после закрытия съезда. Иванов был выписан под расписку в крайне тяжёлом состоянии под опеку Валентины Леонтьевны Сухаревской (ближайшей последовательницы Иванова, ещё начиная с 1950-х годов) и перевезён на хутор Верхний Кондрючий. Будучи на свободе, Иванов через трое суток встаёт на ноги. Врач Новошахтинской психбольницы приезжает засвидетельствовать выздоровление.
- В 1978 году Иванов ставит эксперимент по длительному воздержанию от пищи и воды. Вместе с Валентиной Сухаревской они пять месяцев обходятся без пищи, из них длительные сроки времени без воды. В этот период в дневниковых записях Иванова появляются слова, которые легли потом в основу «Гимна» (8 строк, которые в сконцентрированном виде, согласно Иванову, выражают суть его идеи).
- 25 апреля 1979 года в день праздника идеи, ожидая большого наплыва последователей, хутор Верхний Кондрючий, где жил Иванов, был оцеплен милицией и закрыт приезд к нему людей. Самого Иванова бессрочно сажают под домашний арест (запрещают принимать людей и покидать территорию дома далее 30 метров). Домашний арест, продолжавшийся более 3 лет, был отменён после выхода большой статьи о П. К. Иванове «Эксперимент длиною в полвека» в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982).
В общей сложности, начиная с 1933 года, Иванов провёл в изоляции 12 лет (спецбольницы МВД, тюрьмы, психбольницы, домашний арест).