Биография
Пров Михайлович Ермилов родился 11 (23) октября 1818 года в городе Ливны. После смерти отца воспитывался братьями матери, актёрами Григорием и Дмитрием Садовскими. Именно тогда актёр сменил фамилию на Садовский. В подростковом возрасте подрабатывал перепиской ролей для артистов тульской труппы, а в 1832 году Садовский в возрасте 14 лет был принят в ту же труппу.
Играл в театрах провинции (в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани). Михаил Щепкин видел игру Садовского в Казанском театре в труппе П. А. Соколова. В 1839 году Пров Михайлович дебютировал в Малом театре, куда попал по приглашению М. С. Щепкина.
Прова Михайловича Садовского современники называли представителем высокохудожественного реализма. Одно появление Садовского на сцене вызывало внимание зрительного зала. Первые роли Пров Михайловича были сыграны в водевилях и комедиях, драмах и мелодрамах. Критики отмечали в Садовском одновременно черты нескольких амплуа: комика, простака, хара?ктерного актёра. Пров Садовский не старался смешить зрителя, держался на сцене серьёзно и достигал этим необыкновенного комизма. Большой успех приносили ему водевильные характерно-бытовые роли.
В 1850-е годы Садовский играл в пьесах И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Расцвет сатирического таланта Прова Михайловича связан с выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре, пьесах Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. Роли в пьесах Островского стали центральными в творчестве Садовского.
В конце 1840-х годов Садовский сблизился с кружком московских литераторов, артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Именно Садовский познакомил Московское общество с пьесой «Свои люди — сочтёмся», вызвал у молодой части труппы Малого театра интерес к творчеству Островского. В первых 28 постановках пьес Островского в Малом театре Садовским было исполнено 29 ролей.
Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
Роли в театре
На различных сценах им было сыграно множество драматических ролей и несколько оперных партий – музыкальная и драматическая труппы еще не были разделены. Восстановить весь список его ролей невозможно. Известны лишь те, что были исполнены в московской императорской труппе, среди них как роли в легких несерьезных водевилях, так и в драматических спектаклях, требующих вдумчивого глубокого анализа:
Оперные партии
- 1855 — «Мельник - колдун, обманщик и сват», комическая опера Аблесимова, музыка Фомина — Фаддей
- 1846 — «Аскольдова могила» Верстовского — Фрелаф
- 1865 — «Орфей в аду» опера-фарс Оффенбаха — Стикс
Среди драматических ролей
- 1856 — «Провинциалка» Тургенева — Ступендьев
- 1853 — «Утро молодого человека» Островского — Смуров (впервые в Москве 11 мая 1853 в бенефис Ф. Н.Усачёва).
- 1871 — «Не все коту масленица» Островского — Ахов
- 1865 — «На бойком месте» Островского — Бессудный
- 1839 — «Дезертир» перевод Д. Т. Ленского с франц. — Нац
- 1839 — «Филатка и Мирошка — соперники» Григорьева 2-го — Филатка
- 1867 —«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского — Осипов и Щелкалов
- 1871 — «Лес» — Восмибратов (премьера 26 ноября 1871 года в бенефис С. П. Акимовой)
- 1864 — «Шутники» Островского — Хрюков
- 1846 — «Тяжба» Гоголя — Пролетов
- 1853 — «Жених из ножевой линии» А. Красовского — Мордоплюев
- 1849 — «Скапеновы обманы» Мольера — Скапен (Сайт Малого театра называет другую дату постановки: 6 октября 1847 в собственный бенефис)
- 1867 — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Драма в стихах А. Н. Островского (20 января 1867 в собственный бенефис)
- 1863 — «Утро делового человека» Н.В.Гоголя — Барсуков
- 1863 — «Грех да беда на кого не живёт» — Краснов (ту же роль исполнял в постановке 1867 года)
- 1868 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Мамаев
- 1863 — «Горбун». Драма И. И. Лажечникова (7 ноября 1863 в собственный бенефис)
- 1866 — «Самоуправцы» А. Ф. Писемского — Митрич
- 1863 — «Тяжёлые дни» — Тит Титыч (2 октября 1863 — Бенефис А. А. Рассказова )
- 1843 — «Игроки» Н. В. Гоголя — Замухрышкин
- 1841 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского — Пустославцев
- 3 января 1868 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — князь Воротынский (3 января 1868 в собственный бенефис)
- 1866 — «Пучина» Островского — Боровцов
- 1854 — «Бедность не порок» А. Н. Островского — Любим Торцев (премьера 25 января 1854)
- 1852 — «Всемирная выставка». Водевиль А. М. Красовского (15 октября 1852 в собственный бенефис).
- 1845 — «Ябеда» Капниста — Хватайко
- 1861 — «Однодворец». Комедия П. Д. Боборыкина (1 декабря 1861 в собственный бенефис)
- 1859 — Недоросль Д.И.Фонвизина — Скотинин
- 1868 — «Расточитель» Н. С. Лескова (под псевдонимом М. Стебницкий) — Мякишев (20 декабря 1868 в бенефис Е. Е. Чумаковой)
- 25 октября 1857 — «Ипохондрик» А. Ф. Писемского — Дурнопечин
- 1853 — «Бедная невеста» А.Н.Островского — Беневоленский (премьера 20 августа 1853)
- 1859 — «Жених из долгового отделения» Чернышёва — Ладыжкин
- 1860 — «Старый друг лучше новых двух» Островского — Густомесов
- 1852 — «Комедия ошибок» Шекспира — Дромио Сиракузский
- 1867 — «Двенадцатая ночь» Шекспира — Мальволио
- 1861 — «Омут» М. Н. Владыкина — Билкин (3 ноября 1861 в бенефис А. И. Колосовой)
- 1870 — «Бабушкин внучек». Переделка с франц.водевиля П. С. Федорова (14 января 1870 в собственный бенефис)
- 1862 — «Испорченная жизнь» Чернышёва — Делакторский (22 января 1862 в бенефис В. В. Бороздиной] )
- 1854 — «Не так живи, как хочется» Островского — Агафон
- 1843 — «Что имеем не храним, потерявши плачем» Соловьёва — Петухов (впервые 8 октября 1843 в бенефис И. В. Самарина)
- 1865 — «Воевода» Островского — Шалыгин
- 31 января 1849 — «Лекарь поневоле» Мольера (впервые 31 января 1849 года в бенефис М. С. Щепкина ).
- 1851 — «Дайте мне старуху!». Водевиль В. И. Савинова (26 сентября 1851 в собственный бенефис).
- 1859 — «Гроза» А. Н. Островского — Дикой (премьера 16 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева)
- 1857 — «Праздничный сон — до обеда» А. Н. Островского — Неуеденов (2 декабря 1857 в собственный бенефис)
- 1858 — «Ревизор» Гоголя — Городничий
- 1844 — «Мещанин во дворянстве» Мольера — Журден (в собственный бенефис 19 апреля 1844)
- 1848 — «Хорош Петербург, да друзья одолели» Григорьева 2-го — Безмерин
- 1858 — «Не сошлись характерами» Островского — 1-й кучер
- 1861 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского — Подхалюзин(31 января 1861 в собственный бенефис)
- 1866 — «Виндзорские проказницы» Шекспира — мистер Пэдж
- 1855 — «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина — Расплюев (премьера — 28 ноября 1855 года в бенефис С. В. Шумского)
- 1867 —«Тушино» Островского — Сеитов
- 1843 — «Король Лир» Шекспира — Шут
- 1862 — Горе от ума А.С.Грибоедова — Горич
- 1859 — «Тяжба» Гоголя (новая постановка) — Бурдюков
- 1862 — «Нахлебник» Тургенева — Иванов (30 января 1862 в бенефис М. С. Щепкина).
- 1863 — «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского — Ананий
- 1856 — «В чужом пиру похмелье» А. Н. Островского — Тит Титыч (премьера 9 января 1856 года в собственный бенефис)
- 1869 — «Горячее сердце» — Курослепов (премьера 15 января 1869 в собственный бенефис)
- 1846 — «Мнимый больной» Мольера — Арган
- 1846 — «Вицмундир» П. Каратыгина — Разгильдяев
- 1839 — «Любовное зелье», перевод Д. Т. Ленского с франц. — Жанно Бижу
- 1853 — «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского — Русаков
- 1867 — Господин де Пурсоньяк Мольера — Пурсоньяк
- 18 августа 1866 — «Жорж Данден» Мольера — Жорж Данден
- 1863 — «Воспитанница» Островского — Потапыч
- 1862 — «Мишура» А. Потехина — Побединский (12 ноября 1862 в бенефис Е. Н. Васильевой)
- 1866 — «Сам у себя под стражей» П. Кальдерона — Бенито (28 октября 1866 в бенефис режиссера А. Ф. Богданова)
- 1839 — «Хороша и дурна, и глупа, и умна» перевод Д. Т. Ленского с франц. — Емельян
- 1869 — «Свои люди - сочтёмся» — Большов
- 1843 — «Женитьба» Н. В. Гоголя — Анучкин и Подколёсин
- 1845 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Осип
- 1865 — « Укрощение строптивой Шекспира — Баптист
- 1844 — «Дочь русского актёра» Григорьева 1-го — Ушица
- 1857 — «Картина семейного счастья» Островского — Пузатов