Популярные

Пётр Андреевич Клейнмихель

русский государственный деятель, граф, строитель Николаевской железной дороги
Дата рождения:
1793-11-11
Биография

Биография

Воспитывался во 2-м Петербургском кадетском корпусе, директором которого был его отец А. А. Клейнмихель. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву, при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. В 1826 году назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению Устава пехотной службы. Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I. В 1838 году ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была выбита в честь Клейнмихеля золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».

В начале 1842 года Клейнмихель исполнял должность военного министра, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 года. За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и прочее. Казенные постройки во времена Клейнмихеля возводились быстро. По восшествии на престол Александра II, Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.

Исторические факты

  • «Усердие всё превозмогает». Данный девиз, начертанный на гербе Клейнмихеля, был пародийно использован как афоризм Козьмой Прутковым; впоследствии один из создателей данного образа, Алексей Жемчужников, характеризуя образ Пруткова, писал: «Он современник Клейнмихеля, у которого усердие всё превозмогало…»
  • Граф был «ославлен» поэтом Николаем Некрасовым в стихотворении «Железная дорога», который поэтически утверждал, что Николаевскую железную дорогу построил не «граф Пётр Андреич Клейнмихель», а русский народ.
  • Будучи адъютантом Аракчеева, ненавидевшего взяточников, Клейнмихель не брал взяток, однако за Петра Андреевича принимала подношения его супруга Клеопатра Петровна. С ней и «решали» необходимые вопросы просители.
  • Супруга Клейнмихеля была известна в высшем свете как усыновительница незаконнорождённых детей фавориток от Его Императорского Величества Николая I. Именно это обстоятельство, по мнению современников, служило причиной карьерного взлёта П. А. Клейнмихеля. Всего в семье Клейнмихеля было семеро детей..
  • После возведения в графское достоинство (1839), в обществе получил прозвище «Клейнмихель-Дворецкий».

При строительстве одного из мостов через Неву в период царствования Николая I несколько тысяч человек были заняты забиванием свай. Не говоря уже о громадных расходах, это крайне замедляло ход работ. Искусный строитель генерал Станислав Валерианович Кербец пораскинул своей умной головой и выдумал машину, значительно облегчившую и ускорившую этот воистину египетский труд. Успешно проведя испытания, генерал представил описание машины главноуправляющему путей сообщения графу Петру Андреевичу Клейнмихелю и ждал по крайней мере благодарности. Граф не замедлил с ответом. Кербец получил официальный и строжайший выговор ретивого министра: почему, дескать, не изобрёл эту машину раньше и потому ввёл казну в огромные расходы.

Поделиться: