Популярные

Пётр Петрович Кончаловский

российский художник
Дата рождения:
1876-02-21
Дата смерти:
1956-02-02
Биография

Биография

Родился в Славянске Харьковской губернии (теперь Славянск в Донецкой области Украины). Учился в харьковской Рисовальной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Р. Жюльена в Париже (1897—1898) и в Петербургской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского.

Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911).

Также был членом художественных объединений:

  • «Союз молодёжи» (1911)
  • «АХРР» (1928).
  • «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами)
  • «Бытие» (1926—1927)

Преподавал в московских «Свободных художественных мастерских» (1918—21) и ВХУТЕИНе (1926—29).

1932 — Пётр Петрович приобрёл усадьбу И. И. Трояновского Бугры-Белкино (ныне город Обнинск).

1943 — Сталинская премия первой степени

1946 — народный художник РСФСР

1947 — действительный член АХ СССР.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен. Похоронен на Новодевичьем кладбище .

Творчество

Живопись

В живописи был сезаннистом и вообще испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски. Также испытал влияние своего тестя, В. И. Сурикова, с которым впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известен стал благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком аналитическому кубизму и фовизму.

Мастерская художника расположена в доме на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том самом подъезде, где жил М. Булгаков, со времён революции и поныне принадлежит семье Кончаловских.

После Октябрьской революции Пётр Петрович перешёл к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. При помощи цвета художник стал передавать то, что называется «радостью, счастьем жизни». При этом во многих известных его работах буйство красок не может заслонить и драматизм (портрет В. Е. Мейерхольда), и комизм (портрет А. Н. Толстого) ситуации, времени и личности, участвующей в создании портрета. Портрет Мейерхольда Кончаловский писал, когда Всеволод Эмильевич уже лишился своего театра, а сам художник (будучи академиком в то время) не стал писать портрет И. В. Сталина, сославшись на то, что он «реалист» и не может делать портреты по фотографии.

Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Если она говорила: «Не то», то участь холста была предрешена — «под нож», или Пётр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу. С внешним миром старался не конфликтовать, свои суждения высказывал обычно с большой долей иронии. Персональная выставка в СССР состоялась только после смерти Сталина.

Лермонтов в творчестве Кончаловского

Во время поездки по Кавказу в 1927, Кончаловский выполнил ряд натурных зарисовок и этюдов маслом, в том числе навеянных лирой Лермонтова:

  • «Пятигорск. Дом Лермонтова» (акварель, собрание семьи художника).
  • «Казбек»;
  • «Мцыри. Гроза» (масло, собрание семьи художника);
  • «С развалин Мцыри»;

В 1941 Пётр Петрович приступил к работе над портретом Лермонтова, который в основном закончил в 1943 году. Подготовительные рисунки, эскизы к портрету (масло, итальянский карандаш, графит) хранятся в семье художника.

Театральные работы

Кончаловский также известен как мастер театральной декорации, в 1912 оформил оперу А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников» для театра Зимина. Сам художник эту работу относил к одной из своих лучших в этом жанре. Ныне 6 эскизов декораций и 17 эскизов костюмов хранятся в ЦГТМ им. А. А. Бахрушина; эскиз декорации «Зима. Улица» можно увидеть в издании музея «Альбом. ЦГТМ им. Бахрушина, М., 1971, с. 140», 4 эскиза — в издании Пахомова, с. 338—39.


Графика и книжная иллюстрация

Художник оставил большое графическое наследие.

Интересные факты

Однажды в мастерскую Кончаловского пришёл Владимир Маяковский в экстравагантной жёлтой блузе, с красно-оранжевой морковкой, торчавшей вместо платка из кармана, («бубнововалетчики» к тому времени с «футуристами» уже поссорились). «Футуристам здесь делать нечего», — сказал художник и захлопнул дверь перед носом поэта.

Выставки

  • 1925 — участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
  • 1924 — Париж (персональная)

В СССР у академика персональная выставка состоялась после смерти Сталина.

Галерея

  • Автопортрет, 91943, ГТГ)
  • Портрет М. Ю. Лермонтова (1941—43, холст, масло)
  • Натюрморт. (1918 г., холст, масло. 122 ? 129)
  • Пиво и Вобла. (1912 г.)
  • Полотёр, (1946, Третьяковская галерея)
  • Клубника,
  • Новгородская серия (серия пейзажей, 2-я половина 1920-х гг.)
  • Палитра и краски. (1912 г.)
  • Портрет писателя К. А. Тренева (1941, холст, масло, Луганский областной художественный музей)
  • Верстак (1917, в собрании семьи)
  • Миша, сходи за пивом! (1923)
  • Портрет Дмитрия Петровича Кончаловского (1876—1956). (1909 г., холст)
  • Зима. Мельница на Кегострове, (1903, холст, масло. 51 ? 62 см. Приобретена в 1960 у И. И. Подзорова, ранее в собрании Н. С. Арханникова, Москва)
  • Портрет Г. Б. Якулова (1910, ГТГ)
  • Битая дичь.
  • Возвращение с ярмарки, (1926, Русский музей)
  • Окно поэта
  • Портрет народной артистки РСФСР А. Степановой
  • Листья табака (1929, собрание семьи Кончаловских)
  • Хлеб, ветчина и вино, (1948, ГТГ)
  • Сухие краски (1912, ГТГ)
  • Гладиолусы. (1912 г.)
  • Глухари,
  • А. Н. Толстой в гостях у художника (1941, ГТГ)
  • Агава (1916, ГТГ)
  • Петергоф (1931, Частное собрание. Москва)
  • Подсвечник и груши,
  • Сирень (1933, ГТГ)
  • Новгород. Антоний Римлянин, (1925)
  • Натюрморт с трубкой. (холст, масло, 60,3 ? 72,5)
  • С покоса (после 1932)
  • Портрет В. Э. Мейерхольда (1938, ГТГ)
  • Букет цветов в белой вазе. (1908 г. Холст, масло, 73 ? 60)
  • Автопортрет с женой. (1923, ГТГ)
  • Пейзаж. Столярная в Абрамцево. (1911 г., холст, масло)
  • Портрет О. В. Кончаловской, (1925, Третьяковская галерея)
  • Яблоки,
  • Автопортрет. (1912 г.)
  • Семейный портрет, т. н. «Сиенский» (1912, в собрании семьи)

Библиография

  • Кончаловский. Художественное наследие. Вступительная статья А. Д. Чегодаева, М., 1964;
  • Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876—1956. Каталог, М., 1968.
  • Иванов Вс., Лермонтов Кончаловского, «Лит-ра и иск-во», 1943, 18 апр.
  • Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967;
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
Поделиться: