Популярные
На фото Пётр Петрович Перцов

Пётр Петрович Перцов

русский поэт, прозаик, публицист, издатель, искусствовед, литературный критик и мемуарист
Биография

Род Перцовых

П.П.Перцов происходил из старинного дворянского рода. Его дяди Эраст, Владимир и Константин были корреспондентами Колокола А.И.Герцена («Сказание о бездненском побоище в Казанской губернии»). Эраст Петрович (1804-1873) – поэт, его «стихотворные шалости» были отмечены ещё Пушкиным. Современники вспоминают: «Эраст Петрович Перцов, человек в те годы (1831-1832) близкий к Пушкину и знавший все его дела». В 1833 году, собирая материалы о Пугачеве, Пушкин побывал в гостях в Казани у семьи Перцовых. Позднее здесь были Е.А.Боратынский и Лев Толстой. Владимир Петрович родился в 1822 году в Казани, получил образование в Казанском университете, служил в министерстве внутренних дел (статский советник II отделения департамента общих дел). В 1861 году вышел в отставку и переселился в Москву. Позднее был сотрудником журнала «Москва», (издание славянофила И. С. Аксакова), изучал историю и экономику Прибалтики. Умер в 1877 году.

Ранние годы

Сам Пётр Петрович был сыном младшего брата из рода Перцовых - Петра Петровича, он родился в Казани в 1868 г., окончил вторую Казанскую гимназию и в 1887 году поступил на юридический факультет Казанского университета. Литературная деятельность Перцова началась в 1890 г. в петербургских газетах «Неделя» и «Новости» с публикации стихов. О ранних стихах Перцова положительно отзывался А.А.Фет. Позднее он становится сотрудником местной (казанской) печати — в газетах «Волжский Вестник» и «Казанский Биржевой Листок».

Журналист «Русского богатства»

Сотрудник «Казанского Биржевого Листка» А. И. Иванчин-Писарев, публицист-народник, свёл Перцова с Н. К. Михайловским - будущим редактором журнала Русское богатство, журнала, который в ту пору только-только перешёл в руки либеральных народников. 1892 год был годом окончания университета и началом сотрудничества в журнале народников. Перцов поселяется в Петербурге, и ему поручается ведение библиографического отдела. Теперь уже Перцов приглашает к сотрудничеству новых журналистов для «Русского богатства». Благодаря ходатайству Перцова журнал на долгие годы приобретает сотрудничество ведущего критика, литературоведа и библиографа журнала А.Г.Горнфельда. Увлечение народничеством, испытанное П.П.Перцовым, не было прочным. Это был скорее пробный шар, вынужденный опыт журналистской деятельности.

Перцов и ранние символисты

Уже весной 1893 г. Перцов возвращается в Казань и продолжает свою деятельность в «Казанском Биржевом Листке» и «Волжском Вестнике». Одновременно продолжилось сотрудничество в народнической газете «Неделя», и её приложении - журнале «Книжки Недели». Там задавали тон бывшие либеральные народники, отказавшиеся от радикальной доктрины Михайловского: редактор П.П.Гайдебуров, публицисты Я.В.Абрамов со своей теорией «малых дел» и пропагандист «облагороженного консерватизма» М.О.Меньшиков. Стихи Перцова здесь печатаются наряду с последними стихами А.М.Жемчужникова, Я.П.Полонского, В.С.Соловьёва и ранними стихами И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта. П.П.Перцов опять возвращается в Петербург (1894 г.), на почве поэтических интересов знакомится с ранними символистами: В.Я.Брюсовым, Д. С. Мережковским, Ф.Сологубом, которые группировались в то время вокруг журнала «Северный вестник», публикуется в этом журнале. Вместе со своим двоюродным братом В. В. Перцовым П.П.Перцов выпускает в 1895 г. сборник «Молодая поэзия», на обложке которого мы видим имена К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Н. М. Минского, Д. С. Мережковского. В 1896 г. он задумывает и издаёт сборник «Философские течения русской поэзии». Перцов-издатель в первую очередь идейный, а не коммерческий издатель. В ту пору его предприятия ещё не находят того сочувствия, который встретил символизм среди читателей через семь-восемь лет. Вообще многоразличные символистские альманахи и сборники будут отличительной чертой модернистской литературы конца XIX - начала XX вв. П.П.Перцову принадлежит и идея первого сборника критических работ Д.С.Мережковского. В 1897 г. он вышел под названием «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы».


«Новый путь»

В 1896 г. Перцов познакомился с В. В. Розановым. Несмотря на разницу в годах и литературных пристрастиях, Перцов сумел стать заинтересованным издателем и редактором различных розановских книг. Благодаря Перцову Розанову был открыт путь в издания символистов. П.П. Перцов предложил собрать и издать первые сборники статей В.В. Розанова. Им были изданы «Литературные очерки», «Сумерки просвещения», «Религия и культура» (все 1899 г.), «Природа и история» (1900 г.). В 1898 г. окончательно прекращается издание первого символистского журнала «Северный вестник». На какое-то время символисты лишаются собственной трибуны и разбредаются по различным редакциям. В 1900-1902 г. функцию символистского органа в какой-то мере выполнял журнал И.И.Ясинского «Ежемесячные сочинения». Но для мэтров символизма, какими считали себя Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус, Ясинский был чужим. К этому времени Перцов уже зарекомендовал себя как маститый символистский журналист и издатель. Поэтому в 1902 г. Мережковский и Гиппиус задумывают религиозно-философский и литературный журнал «Новый путь», где функция редактора-издателя само собою отводилась предприимчивому Петру Петровичу. Журнал начал выходить в 1903 г., но после внутриредакционных размолвок летом 1904 г. Перцов вынужден передать руководство журналом Д.В.Философову.

Журналистская деятельность

Не связывая себя более обязательствами перед петербургскими символистами, Перцов принимает деятельное участие как публицист, литературный и художественный критик в журналах «Мир искусства», «Вопросы философии и психологии», «Отдых христианина», в газетах «Торгово-промышленная газета», «Голос Москвы». Перцов переводит работу Ипполита Тэна «Путешествие по Италии». В 1906 году Перцов стал редактором литературного приложения к газете «Слово». Благодаря ему в нём появились стихи А. Блока, И. Анненского, Ф. Сологуба. В 1910-е годы Перцов активно сотрудничал в газете «Новое время». Многие его статьи, в том числе и яркие этюды о русской литературе, в печати так и не появились.

После революции

После революции Пётр Петрович жил в Костромской губернии. В местном педагогическом техникуме в 1921—1922 гг. он читал лекции об истории общественных движений XVIII—XIX вв. В Костромском университете курсы по истории русской живописи и о Гоголе. Бывая в Москве наездами, работал в музейном отделе Наркомпроса и в Отделе охраны памятников искусства, занимался спасением художественных ценностей в своей родной Казанской губернии, в столице и Подмосковье; участвовал в собраниях и диспутах интеллигенции. Его литературные интересы в то время сосредоточились на истории русской живописи и архитектуры. С 1897 г. до самой смерти писателя в 1947 г. Перцов не прекращал работу над своим главным философским трудом «Основания космономии» (или «Основания диадологии»). Им были выпущены также несколько путеводителей по музеям, опубликованы «Литературные воспоминания», охватывающие период 1890–1902 гг.

Литературные воспоминания

П.П.Перцов прожил долгую, содержательную и интересную жизнь. Его мемуары выразительно рисуют эволюцию идейного перехода от народничества к декадентству и религиозным исканиям в конце XIX - начале XX века. То, что он, оказавшись в гуще литературной борьбы, сохранил дружбу с такими разнонаправленными поэтами и писателями, как Д.С.Мережковский, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, Вяч. Иванов, В.В.Розанов, Ф.Сологуб, Андрей Белый, говорит о том, что он был незаурядным, умным, наблюдательным, тонко чувствующим эпоху и людей, умеющим тонко подмечать их характерные особенности. Кроме того поэтов объединяла общая редакционно-издательская работа. Помимо перечисленных авторов Перцов вспоминает о встречах с поэтами А.Н.Майковым, Я.П.Полонским, В.С.Соловьёвым, З.Н.Гиппиус, художниками-«мироискуссниками», о своем визите в Ясную Поляну, о возникновении «декадентской» журналистики, странной литературной атмосфере 1890-х годов. «Литературные воспоминания» впервые были выпущены издательством Academia в 1934 г. тиражом 2300 экз. Перцов довёл воспоминания до начала «Религиозно-философских собраний» и на этом месте (возможно, по цензурным соображениям) прервал. Задуманное в черновиках продолжение воспоминаний не состоялось.


Подведение итогов

Известно стихотворное послание П.П.Перцову, написанное З.Н.Гиппиус. В.Я.Брюсов посвятил ему стихотворение «В ответ П.П.Перцову»:

В 1927 году был издан в Москве сборник «Письма В.Я.Брюсова к П.П.Перцову (к истории раннего символизма)», в котором опубликованы первые 32 письма Брюсова к Перцову из 173, имевшихся в литературном архиве Петра Петровича. По стилю и содержанию они свидетельствуют о тесных дружеских и литературных отношениях между собеседниками. Сохранившийся архив писателя содержит сотни писем, неоконченные работы, мемуары, посвящённые ведущим деятелям Серебряного века. Вот некоторые названия: «Естественная система истории» (1901–1915), «Идеализм и реализм» (1893), «Письма о поэзии» (1893–1894), «Защита Петербурга», «Конец века или конец мира» (1898), «Вопрос о Пушкине в русской критике», «Пушкинские курьезы» (1899), «Попутные заметки» (1900–1906), «Наброски современности», «Подарок англичанину», «К истории литературной мелодии» (1921), «О русской поэзии» (1927), «Очерки Испании» (1911–1915), «Флоренция» (1914), «Ампирная Россия (Философия истории подмосковных усадеб)» (1924–1925), «Литературные воспоминания» (1929–1945), «Из дней былых» (1933–1943), «Брызги памяти» (1935–1941), «Брюсов в начале века» (1939–1940), «Блок первых годов (1902–1905)» (1940), «О Владимире Соловьеве» (1942); «Литературные афоризмы» (Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой) (1897–1930-е) и др. Всё это подтверждает то, что Пётр Перцов прочно вошёл в историю русской культуры как видный деятель эпохи Серебряного века, его свидетель и участник.

Последние годы

Сергей Дурылин вспоминает об одиночестве, испытываемом Перцовым в послеоктябрьские годы. Располагая богатейшей коллекцией автографов, он вынужден нищенствовать: Румянцевский музей не интересуется его архивом в полной мере. Денег за доклады о символизме он также не получает, поскольку не является научным сотрудником. В ответ на просьбу о пенсии в комиссию по улучшению быта учёных он получает запрос на рассмотрение его рукописи «Истории искусств». Единственной радостью ему остаются встречи с М.В.Нестеровым и С.Н.Дурылиным. После начала Великой Отечественной войны бедственное положение писателя ещё более осложнилось. Чтобы помочь ему как-то выжить, его друзья решили организовать его приём в Союз советских писателей. На заседании 21 октября 1942 года по ходатайству М.В.Нестерова и Федорченко Перцова приняли в Союз писателей. Благодаря И.Л.Андроникову, остроумно стилизовавшему этот случай под литературный анекдот, эпизод приёма Перцова в писатели широко известен. Пётр Петрович Перцов умер 19 мая 1947 года в Москве. Он был похоронен на Алексеевском кладбище. В некрологе, подготовленном по инициативе С.Н.Дурылина, и подписанный Т.Л.Щепкиной-Куперник, Н.Н.Гусевым, А.М.Эфросом, Н.К.Гудзием, И.Н.Розановым, Н.Л.Бродским, А.А.Сидоровым, А.В.Щусевым, Н.И.Тютчевым, было сказано, что умер «старейший из русских литературных и художественных критиков, отдавший писательству более 55 лет труда». Направленный в «Литературную газету», некролог опубликован не был.

Библиография

  • Литературные воспоминания. 1890–1902 гг. Под редакцией А. В. Лаврова. Москва: Новое литературное обозрение, 2002.
  • Нация и империя в русской мысли начала XX века. Издательства: Скименъ, Пренса, 2004 (Серия: Русские думы). 352 стр.: Статьи П.П.Перцова: «Парусное государство»; «Обратный патриотизм»; «Славянофильство или неославизм?».
  • Введение в Диадологию // Полярность в культуре. Альманах под ред. Д. С. Лихачёва, Изд. «Канун».
  • Венеция. Б.С.Г.-Пресс, 2007.
  • Воспоминания о В. В. Розанове. Новый Мир, № 10, 1998 г.
Поделиться: