Популярные
На фото Раши

Раши

крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов Танаха
Биография

Раши? (ивр. ?????"??, акроним словосочетания «Рабейну Шломо Ицхаки» — «наш учитель Шломо сын Ицхака»; 1040, Труа, Франция — 1105, там же) — крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из классических комментаторов Танаха; духовный вождь и общественный деятель еврейства Северной Франции.

Биография

Раши родился в городе Труа, столице одноимённого графства в семье раввинов. Его дядя был одним из крупнейших раввинов Германии, а по отцу он вёл свой род от танная рабби Йоханана а-Сандлара.

В молодости Раши учился в иешивах Германии в Вормсе и Майнце у рабби Йехуды бен Якара, ученика рабейну Гершома Меор ха-гола.

После женитьбы переехал назад в Труа и открыл там иешиву. Еще молодым студентом Раши обратил внимание, что его современникам тяжело понять сложный язык Талмуда, где перемешаны наречия вавилонского арамейского и ученого иврита. Поэтому он решил взять на себя перевод и объяснение священных текстов для своих современников.

В результате, за свою жизнь ему удалось написать комментарии практически ко всем 60 трактатам Талмуда. Кроме Талмуда комментарии Раши простираются на весь Танах: Тора, Пророки, Писания. Популярность книг Раши превзошла все ожидания. И сегодня нет иешивы или бейт-мидраша, где при изучении Торы и Талмуда не пользовались бы комментариями Раши, хотя с того времени были написаны сотни книг и комментариев на эту тему.

На жизнь Раши зарабатывал изготовлением вина, которое славилось на всю Шампань. Он имел троих дочерей, которые вышли замуж за раввинов. Двое сыновей его дочери Йохевед, Рашбам и Рабейну Там создали школу тосафистов и продолжили дело своего деда по комментарию Талмуда, однако их метод и взгляды часто с ним расходятся. В особенности это справедливо по отношению к Рабейну Таму.

Существуют множество преданий и легенд связанных с жизнью Раши.

Умер Раши в родном городе, однако его могила вскоре была утеряна.

Комментарии к Танаху

Раши написал комментарии на все книги Танаха, самым значительным из которых является его комментарий к Торе, издаваемый вместе с текстом оригинала в большинстве изданий, начиная с XV века. Основной целью Раши в этом комментарии является разъяснение сложных мест простым и понятным его современникам языком.

В своих комментариях Раши старается не уходить слишком далеко от пшата (базового уровня понимания смысла текста). Его комментарии основаны на более ранних комментариях, разбросанных по всему Вавилонскому Талмуду. Как правило, он не приводит высказывания из Талмуда полностью, кроме тех случаев, когда это действительно необходимо и без этого текст понять будет сложно.

Регулярно Раши пользуется наиболее известными Мидрашами, как Мидраш Раба, Танхума, Сифра, Сифри, Пиркей дераби Элиэзер и другими. Часто, при попытке объяснить значение предметов быта, неизвестных его современникам, или более известные под их французскими названиями, Раши приводит их название на разговорном языке после слов бе-лааз (на иностранном языке). Любопытно, что, хотя часто эти слова уже не понятны для современных французов, по традиции их продолжают печатать вместе с комментариями Раши.

Когда в тексте Торы приводится сложное ивритское слово, Раши пытается его объяснить пользуясь методом грамматического сравнения с другими местами, где это слово упоминается. Нередки глубокие грамматические изыскания Раши по данному поводу, в том числе ссылки на современных ему великих грамматиков Дунаша бен Лабрата и Менахема бен Сарука.

Комментарии к Талмуду

Другие произведения

Общественное влияние

Издания

Поделиться: