Популярные
На фото Рехаваам Зеэви

Рехаваам Зеэви

израильский политик, министр туризма, генерал-майор запаса, основатель и председатель правой партии «Моледет»
Биография

Будучи в должности министра туризма, был застрелен террористами НФОП в иерусалимской гостинице «Хайят» утром 17 октября 2001 года.

Сторонник переселения всего арабского населения Эрец-Исраэль (включая Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) в другие страны на основании «международных соглашений с арабскими странами по принципу обмена населением». Часть его критиков называла Зеэви за это «расистом», другая, не соглашаясь с его взглядами, считала, что этот ярлык приклеен к Зеэви незаслуженно.

Биография

Рехаваам Амикам Зеэви родился в семье коренных иерусалимцев (шестое поколение). В юношестве Рехаваам Зеэви вступил в молодежное движение «Маханот олим». В 1944 году был мобилизован в Пальмах (подразделение «Хаганы»).

После создания государства Израиль Зеэви продолжил службу в Армии обороны Израиля. До выхода в отставку в 1973 году он командовал батальоном в бригаде «Голани», был старшим офицером разведки в штабе Южного округа, в Суэцкий кризис 1956 года был начальником штаба Южного округа; в 1968 году Зеэви был назначен командующим Центральным округом, занимал должность начальника оперативного отдела генштаба. В Войну Судного дня был личным помощником начальника генштаба. Зеэви закончил высшую военную академию армии США и считался одним из самых грамотных аналитиков Армии обороны Израиля.

После демобилизации был назначен советником премьер-министра Ицхака Рабина по борьбе с террором. В начале 1980-х годов Зеэви стал председателем директората тель-авивского Музея «Эрец-Исраэль». Работая в музее, он опубликовал ряд книг и статей по истории и географии Израиля. Был редактором библиотеки «Масаот Бней-Исраэль». Зеэви написал и отредактировал более 70 книг. Последним его трудом была книга о Хевроне, в которой он собрал редкие документы и фотографии погрома 1929 года

В 1988 году Зеэви был избран депутатом кнессета от партии «Моледет». В 1991 году присоединился к правительству Ицхака Шамира, однако покинул правительство в знак протеста против израильско-палестинских переговоров в Мадриде. Несмотря на привлекательность программы партии «Моледет» для некоторых слоев населения, партия не могла на выборах в кнессет получить более трёх мест.

Пропагандировал идею добровольного трансфера палестинских арабов. Идея трансфера была краеугольным камнем партийной программы «Моледет», но, в отличие от последователей Меира Кахане, упор делался на его добровольности.

Многие не соглашались с этой идеей или с какими-то другими политическими и идеологическими убеждениями Ганди, но, согласно ряду источников, «никто никогда не сомневался в его искренней преданности народу и земле Израиля, за что он пользовался общим уважением».

В марте 2001 года Зееви вошёл в правящую коалицию Ариэля Шарона и получил пост министра туризма. Перед вступлением в должность он заявил, что подавит палестинскую интифаду и что «палестинцы приползут к нам на четвереньках, прося о перемирии». Многие иностранные представители отказывались встречаться с Зееви, когда он занимал должность министра.

17 октября 2001 года Зеэви был застрелен боевиками НФОП в иерусалимской гостинице «Хаят». В этот день он был намерен покинуть коалицию Шарона в знак протеста против частичного вывода войск из Хеврона.

В траурной церемонии приняли участие десятки тысяч людей, среди них — все известные израильские политики и военные. На похоронах выступали раввины, арабы, депутаты кнессета, друзья, дети Ганди. Говорилось о том, что в быту Ганди был человеком очень скромным, уступчивым, готовым помочь любому — и еврею, и арабу, и друзу — в решении любых бытовых проблем: образование, свадьба, детский сад и т. п. Один выступавший араб сказал: «Ганди был человеком добрым и помогал нам всем, но когда речь шла об убеждениях, он был прямолинеен и бескомпромиссен. Он говорил о том, во что он верил, и он верил в то, что говорил». Ганди мог поднять на ноги весь Израиль, чтобы найти врача для умирающего арабского ребенка и спасти ему жизнь. В одной из арабских деревень есть улица, названная в его честь.


Политические взгляды

Рехавам Зеэви был сторонником исключительно мирного трансфера арабов (в ходе мирных переговоров). Он считал подобное переселение «излечением демографической болезни». По его словам,

По другим данным, Зеэви не исключал насильственную депортацию арабов Палестины в ходе военных действий или путем резкого ухудшения уровня жизни палестинского населения искусственным образом. Согласно статье Ben Lynfield в «Christian Science Monitor», по мнению Зеэви этого можно было добиться тремя путями -

  1. Сделать жизнь палестинцев настолько невыносимой, что они уедут сами;
  2. Договориться о трансфере с арабскими странами;
  3. В случае войны трансфер может быть проведен силовыми способами .

Согласно газете «Гардиан», Зееви призывал лишить права голоса арабов — граждан Израиля на том основании, что они не служат в Армии, и считал, что Израиль должен захватить Иорданию, поскольку в библейскую эру там жили израильские племена.


На деле, слова Зееви относились только к 180 тыс. палестинских арабов, иммигрировавших с оккупированных Израилем территорий, живущим и работающим в Израиле нелегально. В интервью радиостанции «Галей ЦАХАЛь», он сказал следующее :


Зееви также известен тем, что называл Джорджа Буша старшего «лжецом и антисемитом», Эхуда Барака он назвал «сумасшедшим», а Ясира Арафата «военным преступником» и «змеёй». Он утверждал, что первый трансфер произвела партия Авода в 1948 году..

По мнению Моше Кона (The Jerusalem Post ) и Президента Израиля Шимона Переса, Рехаваму Зееви совершенно незаслуженно приклеили ярлык «фашиста» и «расиста» за защиту идеи трансфера:

Террор со стороны палестинских арабов после Соглашений Осло, ещё до начала 2-й интифады, резко изменил отношение израильтян к идее трансфера, сторонником которой был Рехавам Зееви, и к самому этому слову. По мнению журналиста Александра Когана

До конца своих дней Зеэви считал трансфер «единственным выходом для евреев и палестинских арабов». Он был убежден (и пытался убедить оппонентов), что рано или поздно трансфер произойдет. Либо трансфер арабов, либо — евреев. Но при этом прольется много крови…

Поделиться: