Популярные
На фото Рэндалл Уильям «Рэнди» Роадс

Рэндалл Уильям «Рэнди» Роадс

американский гитарист
Дата рождения:
1956-12-06
Дата смерти:
1982-03-19
Биография

В начале своей карьеры был членом группы Quiet Riot, потом начал играть с Оззи Осборном. Несмотря на то, что карьера Рэнди была недолгой, многие известные гитаристы говорят о том, что он повлиял на них. Роадс увлекался классической гитарой (во время тура с Оззи он даже брал уроки) и старался совместить этот стиль со своим собственным.

Ранние годы

Роадс родился 6 декабря 1956 года в больнице святого Иоанна в Санта Монике (Калифорния). Рэнди был младшим из трёх детей в семье. Его старший брат Даг, известный как Келли Роадс — барабанщик и вокалист, а также он делает аранжировки классических композиций. Сестру зовут Кэти. Мать Роадса с 1949 года была директором музыкальной школы в Северном Голливуде (Калифорния).

Рэнди начал играть на гитаре с 6 лет — его первым инструментом стал отцовский акустический Gibson. По словам матери Рэнди, он учился играть на фолк-гитаре (в то время это был популярный способ освоить инструмент), но уроки продлились недолго. Роадс постоянно совершенствовал технику, которая необходима лидер-гитаристу, играющему в стиле хард-рок и хеви-метал, но также на него оказала влияние классическая музыка. В интервью журналу «Hit Parader» Рэнди рассказал, что уроки классической гитары в то время не производили на него впечатления, ему хотелось играть только рок. Позже, уже став гитаристом в группе Оззи Осборна, он начал понимать классическую гитару и даже стал брать уроки по собственному желанию.

Quiet Riot

В 14 лет Роадс собрал группу под названием Violet Fox (по среднему имени его матери — Виолет). Место барабанщика занял старший брат Рэнди, а репертуар группы состоял из чужих песен. Violet Fox дали несколько выступлений в музыкальной школе. Группа исполняла песню «Mississippi Queen» (группа Mountain), а также композиции Элиса Купера, Роллинг Стоунс и Дэвида Боуи. Коллектив просуществовал около пяти месяцев. После распада Violet Fox Рэнди научил своего друга Келли Гарни играть на бас-гитаре, и вместе они собрали группу The Whore (репетиции проходили в ночном клубе Лос-Анжелеса «Rodney Bingenheimer’s English Disco»).

По словам матери Рэнди, вместе с Келли Гарни он собрал группу Quiet Riot, когда ему было около 17 лет. Вокалист Кевин Даброу убедил музыкантов дать ему шанс и прошёл прослушивание, которое состоялось на кухне у Роадса. Барабанщик Дрю Форсит уже давно рассматривался как потенциальный член группы: раньше он иногда играл с Рэнди и Келли.

В начале Quiet Riot играли в маленьких барах Голливуда и на местных праздниках в Бербанке, но со временем группа дала концерты в двух музыкальных клубах Лос-Анжелеса — «Whisky a Go Go» и «Starwood», которые в то время считались главными в городе. Уже в то время Роадс стал лидер-гитаристом: он исполнял быстрые виртуозные куски, и чуть позже начал добавлять к ним шумы, аккорды и медленные вставки. Роадс знал как завести аудиторию, его стиль привлекал слушателей. Но, несмотря на удачное продвижение на сцене, Quiet Riot не могли заключить крупный контракт на запись в США. В итоге, группе удалось подписать соглашение с японским лейблом «Sony Music Entertainment Japan», и на нём вышли альбомы Quiet Riot и Quiet Riot II.

В это время, помимо концертов и репетиций с Quiet Riot, Рэнди давал уроки в музыкальной школе, в которой его мать была директором. Позже гитарист признавал, что работа с учениками очень помогла ему расти как музыканту. По словам учеников, Рэнди был очень добр к ним, и когда группа Quiet Riot выступала в Голливуде, он помещал их имена в список приглашённых на концерт.

Карьера с Оззи Осборном

Прослушивание

В 1979 году бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн искал музыкантов для новой группы. Дана Страм (в будущем он стал бас-гитаристом группы Slaughter) порекомендовал ему Рэнди. Гитаристу позвонили и пригласили на прослушивание. По словам самого Роадса, он не был очень заинтересован этим прослушиванием и пошёл на него только по просьбе Дана Страма.

К моменту прихода Рэнди Оззи Осборн уже успел прослушать большое количество кандидатов, которые пытались подражать Тони Айомми. Вокалисту очень понравилось, что у Роадса был собственный стиль, и он не пытался «косить» под кого-нибудь из известных гитаристов. В то время Рэнди было 22 года.

После этого Роадс порекомендовал Quiet Riot своего друга гитариста Грега Леона и в ноябре 1979 года отправился в Великобританию писать новый альбом с Оззи.

Рэнди Роадс и Оззи Осборн писали музыку вместе. Иногда вокалист напевал мелодию, а гитарист подстраивал под неё придуманные им последовательности аккордов (так появились на свет песни «Goodbye To Romance» и «Mr. Crowley»). В других случаях Рэнди играл свои композиции, и если Оззи что-то нравилось, он просил его запомнить ту или иную часть.

Blizzard of Ozz

Во время записи дебютного альбома Blizzard of Ozz стиль игры Роадса сильно изменился, так как Оззи Осборн и Боб Дэйсли предоставили ему полную свободу, разрешая играть всё, что он захочет. Критики характеризуют период творчества Рэнди в Quiet Riot как скучный и неизобретательный. Фанаты сразу же полюбили альбом, отличительной чертой которого стал неоклассический стиль игры Роадса. Перед выходом Blizzard of Ozz было издано два сингла: Mr. Crowley и Crazy Train. Тур в поддержку альбома по Великобритании 1980-81 года прошел при участии Боба Дэйсли и Ли Керслэйка. До начала тура по США Шэрон Осборн уволила из группы Боба Дэйсли и Ли Керслэйка, а на их место были приглашены Томми Олдридж и Руди Сарзо.

Звукорежиссёр Макс Норман, работавший над альбомом рассказал, что Рэнди очень беспокоился за то, что играл и делал всё очень скрупулёзно: если в соло было, хотя бы, пара ошибок, он делал его заново. Почти все гитарные партии были записаны на его Flying-V-гитаре с рисунком в горошек. Любимыми композициями Роадса с первого LP стали «Revelation» и «Mr. Crowley» — ему нравилось, что в них есть влияние классической музыки.

Композиция "Crazy Train" с этого альбома в ноябре 2010 года была помещена компанией Gibson на третье место в список лучших по ее мнению гитарных риффов 80-х годов.

Diary of a Madman

В октябре 1981 года вышел альбом Diary of a Madman. По словам звукорежиссёра Макса Нормана, к моменту записи альбома Рэнди Роадс стал играть ещё лучше. Сам гитарист говорил, что очень вырос во время турне с Blizzard of Ozz. У музыкантов не было очень много времени, как при записи предыдущего альбома, и сам Рэнди рассказал, что не мог искать именно то, что я хотел сыграть, и к моменту прибытия в студию у группы были лишь наброски песен.

В это время Рэнди Роадс сказал Оззи и остальным членам группы, что собирается на несколько лет оставить рок-музыку для того, чтобы получить образование по классу классической гитары в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе. Во время интервью для журнала «Hit Parader» у Рэнди спросили, собирается ли он бросить рок-н-ролл и он ответил: «Вовсе нет. Я люблю играть рок-н-ролл, просто я хочу стать хорошим гитаристом. Я не считаю, что должен удовлетвориться только одним стилем. Если любишь играть на гитаре, следует изучить столько направлений, сколько возможно».

Ещё при жизни Роадса фирма-производитель гитар Jackson выпустила специальную модель «Rhoads». Самому гитаристу было предоставлено два экземпляра: чёрный и белый. Рэнди Роадс не дожил до того момента, когда их начали выпускать для продажи.

Гибель

Последний концерт Рэнди состоялся в четверг 18 марта 1982 года в городе Ноксвилл в Knoxville Civic Coliseum. 19 марта группа направлялась на фестиваль в Орландо. После длительного ночного переезда музыканты остановились возле городка Лисбург во Флориде. Чтобы скоротать время, водитель автобуса предложил членам группы покататься на его самолёте. Первым с ним полетел клавишник группы Дон Айри, и на этот раз всё прошло гладко. После этого Айри уговорил Рэнди полететь следующим.

Во время полёта Оззи, его жена Шэрон и басист Руди Сарзо спали в автобусе и для того, чтобы их разбудить, пилот сделал три резких снижения. Во время четвёртого, самолет летел примерно в трёх метрах над землей и своим левым крылом задел заднюю часть автобуса. Большая часть самолета пролетела над автобусом и врезалась в большую сосну, прежде чем рухнуть на северную стену и крышу гаража в западной части дома. Врезавшись в дом, самолет тут же взорвался. Все трое пассажиров погибли.

Рэнди Роадс похоронен на одном кладбище со своими родителями в Сан-Бернардино (Калифорния).

Оборудование

На что я обращаю внимание в гитаре? Узкие лады. Не могу играть на широких ладах. Каждый раз, когда у меня появляется гитара, я ставлю на нее узкие лады, почти такие же, как на акустике. Мне нравится звук хамбэкеров, но я люблю также и стратовский звук. Я ищу старый страт, но не для выступлений. Для того, что мне нужно в трио, этот звук недостаточно жирный. Что касается струн и медиаторов, то обычно я использую струны GHS 0.10 или 0.11. Мне они нравятся, потому что у них есть настоящий «металлический звук». Медиаторы я использую средней толщины.

Что касается эффектов, то я использую MXR Distortion Plus, эквалайзер MXR, квакушку Cry-Baby, хорус MXR, флэнджер MXR и эхо Korg. Я не заморачиваюсь сильно насчет эффектов (вольный перевод, все валить на переводчика — прим. пер.), хотя, может это из-за того, что их много не использую. Я использую Distortion Plus в основном, и все. Я использовал бы больше, если бы было время, чтобы разобраться и понять, что мне от них нужно. Но в этой группе мне не нужно много эффектов.

Музыкальные предпочтения

Я любил Mountain — и считал, что Leslie West один из лучших гитаристов. Мои вкусы часто менялись. Я слушал много Ritchie Blackmore и Jeff Beck, и огромное количество других музыкантов.

На меня много что повлияло. Я люблю классическую музыку и блюз-рок в равной степени. Классика мне нравится — думаю, что это технически очень сложно. Хотя я бы не назвал себя классическим гитаристом. У меня терпения не хватало на это. Но я хочу в этом смысле тоже быть хорошим гитаристом. Есть очень много замечательных гитаристов. Эдди Ван Хален — это просто что-то. Я не думаю, чтобы с такими как он соревноваться. Мне нравится, как играет Аллан Холдсворд. Он использует много интересных джазовых ладов. Энди Саммерс из Police определенно уникален. Пэт Метини классно играет на акустике. Джон Маклаффлин технически очень крут, но его игра не в моем вкусе. Лесли Вест сильно на меня повлиял. У него прекрасное чувство. Он очень мощный и легко изменяет настроение. Мне нравится Эрл Клаг. Джефф Бэк может все — он может взять одну ноту и это будет звучать круто. У Ричи Блэкмора мне нравится экспрессия. Би Би Кинг нравится. Очень интересна игра Майкла Шенкера и Стива Лукатера. Также мне нравится Ронни Монтроуз, особенно с Эдгаром Винтером. У него классные бенды, я так не смогу никогда. Мне нравится игра всех британских гитаристов 70-х, которые использовали много вибрато.

Но у меня нет ни одного гитарного альбома. Я слушаю много ненавязчивой фоновой музыки, которая не заставляет думать. Я слушаю музыку не для того, чтобы что-то взять от нее. Я слушаю, чтобы расслабиться и слушаю в обществе. В основном я люблю мягкий джаз и классику. Если я один, люблю слушать громко тяжелый рок, но только не в собственном доме.

Влияние на других музыкантов

Несмотря на то, что жизнь и музыкальная карьера Рэнди Роадса были недолгими, многие известные музыканты признают, что он оказал на них большое влияние. Среди них: Зак Вайлд, Джордж Линч, Пол Гилберт, Buckethead и многие другие.


Мнения

Оззи Осборн:

Я был в восторге от Рэнди как от гитариста и от личности. У него лучшая улыбка в мире. Рэнди — это человек, с которым лучше всех работать. Никакого сравнения между ним и Тони Айомми (гитаристом Black Sabbath) быть не может (я могу только их сравнивать, потому, что мне доводилось работать только с двумя гитаристами). Я был поражен ангельским отношением Рэнди к делу в целом. Мне не надо было его чему-то учить; все, чего ему недоставало — это руководства. Он слушал все, что я ему говорил, каждое слово, и мы хорошо друг друга понимали.

Рэнди был так уникален, что я не думаю, что люди когда-либо поймут, что его талант был не только в рок-н-ролле, но в любом другом деле. Он был феноменален в классике. Мы полюбили друг друга очень сильно. Клянусь богом, день, когда он умер — это трагедия моей жизни. Я занимаюсь музыкой очень долго, и если я когда-либо мог сказать, что встретил звезду от рождения, то это был парень, которого звали Рэнди Роадс. Бог благословил его. Да здравствует Рэнди Роадс! Если бы я мог сказать это одним словом, и люди поверили бы мне, несмотря на мою репутацию сумасшедшего, которую я имею, то я бы сказал, что он был самым преданным музыкантом из всех, кого я встречал в своей жизни. Он был мастером этого искусства.

Эдди ван Хален:

Рэнди Роадс был честным и очень хорошим гитаристом. Мне так жаль его, он ведь мог быть прямо здесь сейчас, джемовать с Джоном Бонэмом или кем-нибудь ещё.

Достижения

  • Песня «Crazy Train» занимает 51 место в списке 100 лучших гитарных композиций по версии журнала Rolling Stone.
  • Гитарные соло к песням «Crazy Train» и «Mr. Crowley» по результатам опроса читателей журнала Guitar World заняли 9 и 28 место в списке 100 лучших.
  • В декабре 1981 года большинство читателей журнала Guitar Player проголосовало за Рэнди в номинации «лучший новый талант».
  • Занял 85 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала Rolling Stone.
  • Занял 4 место в списке 100 лучших хэви-метал гитаристов по версии журнала Guitar World.
  • Включен в список 50 самых быстрых гитаристов всех времён по версии журнала Guitar World.
  • В декабре 1981 года Роадс стал «лучшим хэви-метал гитаристом» по опросу читателей британского еженедельника Sounds.
  • Включен в список величайших гитаристов всех времен журналом Classic Rock

Дискография

В составе Quiet Riot

  • Quiet Riot II (1978)
  • Quiet Riot (1977)

С Оззи Осборном

  • Diary of a Madman (1981)
  • Tribute (1987)
  • Blizzard of Ozz (1980)
  • Mr. Crowley — Live (1980)
Поделиться: