Биография
Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали). В 1900 окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.
В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. - Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 педагог. В 1913—1920 профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор консерватории. В 1920—1941 профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижёр, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).
Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.
Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года. Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе тем же М. К. Аникушиным (1954).
Смысл имени и фамилии
Происхождение
Разветвлённый род Глиэров (происходит из принявших лютеранство евреев) корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.
Семья
Родители:
- отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской;
- мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).
Семья:
- жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;
- дочери Нина и Лия (1905-1982), Валентина (род. 1913);
- сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) — инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.
Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.
Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).
Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр — 500» (2008).
Учреждения и улицы имени Глиэра
Имя Р. М. Глиэра носят:
- Киевское музыкальное училище (Киев/Украина),
- детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан ),
В 1924—1949 гг. в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.
Основные достижения
Награды
- 1905 — премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)
- 1912 — премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»
- 1914 — премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)
- 1937 — орден Трудового Красного Знамени — за музыкальную драму «Гюльсара»
- 1938 — орден «Знак Почёта»
- 1945 — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
- 1946 — Сталинская премия первой степени — за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром
- 1948 — Сталинская премия первой степени — за Четвертый струнный квартет
- 1950 — Сталинская премия первой степени — за балет «Медный всадник» (1949)
- 1950 — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
- 1955 — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»
Звания
- Заслуженный артист РСФСР (1925)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)
- Народный артист Азербайджанской ССР (1934) — «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)
- Народный артист РСФСР (1935).
- Народный артист Узбекской ССР (1937) — за создание музыкальной драмы «Гюльсара»).
- Народный артист СССР (1938).
- Доктор искусствоведения (1941)
Прижизненные исполнения
При жизни композитора его произведения исполняли:
- Иван Гржимали, фон Глен, Леопольд Ауэр, А. Вержбилович, Сергей Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, Антонина Нежданова, Иван Козловский, Леонид Собинов, Фёдор Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
- квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
- симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
- Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, Сергей Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Гуго Варлих, Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, Сергей Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер
- Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.
Список произведений
Оперы
- «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).
- «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я редакция — 1934).
- «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
- «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).
- «Рашель», либретто М. Булгакова и М. Алигер по Мопассану (1942—1943).
Балеты
- «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
- «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена 12-17 февраля 2010 в Римском оперном театре, постановка Николая Андросова, дирижёр Андрей Аниханов, художник Елена Пулити). Новую российскую постановку представил В.В.Васильев в Красноярске 23 ноября 2010
- «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
- «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
- «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. Гоголю (1951—1952).
Симфонические произведения
- Первая симфония (1899)
- Вторая симфония (1907)
- Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)
- «Сирены», поэма (1908)
- «Запорожцы», картина (1921)
- Торжественная увертюра (1937)
- «Заповит», поэма (1939)
- «Ферганский праздник», увертюра (1940)
- «Дружба народов», увертюра (1941)
- Увертюра на славянские темы (1941)
- Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов (1943)
- «Победа», увертюра
Концерты
- Концерт для арфы с оркестром (1938)
- Концерт для голоса с оркестром (1943)
- Концерт для виолончели с оркестром (1947)
- Концерт для валторны с оркестром (1951)
- Концерт для скрипки с оркестром (1956)
Инструментальные произведения
- Первый квартет (1899)
- Второй квартет (1905)
- Третий квартет (1928)
- Четвертый квартет (1946)
- Первый секстет (1898)
- Второй секстет (1904)
- Третий секстет (1905)
- Октет (1901)
Прочее
- Около 150 фортепианный пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.
- Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.
- Около 130 романсов для голоса и фортепиано.
Редакции произведений других авторов
- Редакция балета Ц. Пуни «Эсмеральда» (несколько номеров для партитуры написал также С. В. Василенко).