Ричард — внучатый племянник физика Бойля — родился в семье пэра, с раннего возраста проявлял любовь к искусствам. Совершил несколько путешествий на континент, в ходе которых увлёкся масонством и строительством, которые для него были неразделимы с архитектурными теориями Андреа Палладио. В Италии познакомился с У. Кентом, вместе с ним занимался изучением и собиранием рукописей Палладио и его первого последователя на севере Европы — Иниго Джонса.
Вокруг мецената собирались не только архитекторы: Гендель, проживая в Бёрлингтон-хаусе, посвятил своему покровителю три оперы, а Александр Поуп — стихотворное послание. Гораций Уолпол сравнивал Бёрлингтона с самим Аполлоном. Скончался «граф-архитектор» в 1753 году.
Бёрлингтон был женат на внучке Джорджа Савиля и имел двух дочерей. Одна из них вышла замуж за Уильяма Кавендиша, пятого премьер-министра Великобритании, который и унаследовал художественное собрание графа-архитектора.
По проектам графа-архитектора были сооружены первые со времён Джонса палладианские здания на севере Европы — его собственная вилла в Чизике и Египетский зал для ассамблей в Йорке. Он же курировал строительство загородного Холхем-холла. После возвращения в Англию Бёрлингтон вместе с Кентом и другими архитекторами спроектировал свой лондонский особняк — Бёрлингтон-хаус на Пиккадилли (ныне здание Королевской академии художеств). Это презентабельное здание выгодно выделялось на фоне вычурных барочных построек, которые тогда были в моде, предельно строгими формами, грубой рустовкой нижнего этажа, монументальным бельэтажем, венецианскими окнами, полукруглыми колоннадами (позднее снесёнными). В целом творчество Бёрлингтона послужило одной из отправных точек формирования архитектуры классицизма.