Ричард Хью Блэкмор родился 14 апреля 1945 года в Уэстон-Супер-Мэре, небольшом британском городке. Два года спустя его родители переехали в Хестон, западный пригород Лондона, где прошло детство Ричи. Арнольд Блэкмор, его отец, в молодости преподававший математику, зарабатывал, строя и ремонтируя взлетные полосы аэропорта Хитроу. Мать Ричи содержала небольшой магазинчик.
Ричи был замкнутым мальчиком, но застенчивость в его характере совмещалась с желанием выделиться. Успехами в учебе он никогда не блистал – не потому, что не справлялся с уроками, а просто никогда не любил школу и учителей. Из всех преподавателей его уважением пользовался только учитель музыки, подходивший к занятиям очень творчески. Единственным увлечением для Ричи стал спорт – плавание, футбол, метание копья, а в десять лет он попросил родителей купить ему гитару. Отец согласился, выдвинув мальчику условие – не валять дурака, а действительно научиться играть. Гитара стоила довольно дорого – восемь гиней, и Ричи отнесся к словам отца серьезно.
Арнольд Блэкмор настоял, чтобы сын брал уроки классической гитары, и заставлял его слушать пластинки музыкантов, игравших нестандартно и интересно. Очень повезло Ричи и с учителем – им стал Джим Салливан, едва ли не лучший в то время английский гитарист. Именно Салливан научил его многим приемам и сумел втолковать, что в точности копировать известных музыкантов не стоит: нужно обладать собственным стилем игры.
Свою первую группу Ричи собрал в школе. Называлась она в честь кафе, где выступали многие знаменитости: «21’s Coffee Bar Junior Skiffle Group», а играли юные музыканты на инструментах, традиционных в скиффл-группах – стиральных досках и ящиках из-под чая с воткнутыми в них шестами. Стиральная доска в качестве ритм-инструмента устраивала Ричи недолго: он сделал из своей акустической гитары электрическую, а из старого радиоприемника смастерил колонку и усилитель.
Учиться в старших классах Ричи не довелось: в 1960 году он провалил переходные экзамены и устроился на работу в аэропорт – ремонтировать авиационные приемники. Вскоре он снова собрал группу, назвав ее «Dominators» и пригласив играть своего товарища, Мика Андервуда. Чуть позже оба перешли в «The Settlers». Репертуар этой группы состоял, в основном, из кавер-версий чужих композиций, а работали «The Settlers» где угодно – на вечеринках, свадьбах и прочих подобных мероприятиях. Для Блэкмора оказалось очень сложно совмещать выступления с работой радиомеханика, ведь играли музыканты порой далеко от Лондона, а опаздывать на службу в аэропорту было нельзя.
Деньги, заработанные на выступлениях, Ричи откладывал на гитару и накопил на свой первый профессиональный инструмент – «Gibson ES-335», полуакустика, точь такая же, как у Чака Бэрри. Играл он – помимо вечеринок – по шесть часов ежедневно, и такое трудолюбие вкупе с несомненным талантом помогло ему достичь невероятной техники и виртуозности, которым завидовали очень многие музыканты. В 1961 году Ричи поступил на заочное отделение Лондонской консерватории по классу скрипки.
В январе 1962 года великий английский рок-н-ролльщик Джин Винсент взял его в аккомпанирующий состав своей группы для европейских гастролей. После этого тура Ричи успел поиграть в группе «Mike Dee & The Jaywalkers» и в мае попал в «Screaming Lord Sutch & the Savages» – группу одного из основателей «шок-рока» Дэвида Сатча. Концерты Лорда Сатча были настоящими шоу с «восстаниями из гроба» и прочей экзотикой и эксцентрикой, и за полгода Ричи получил большой сценический опыт, но вот музыкальная часть его разочаровала практически мгновенно.
Новую работу Блэкмору предложил Джо Мик, известный продюсер и обладатель собственной фирмы звукозаписи. Ричи стал гитаристом в студийной группе Мика «The Outlaws», где играл около полутора лет и на всю жизнь заработал отвращение к прессе и любым интервью, полагая, что журналистов интересуют лишь костюмы, прически и вообще что угодно, кроме самой музыки. В 1964 году Ричи ушел из «The Outlaws» в группу из Саутгемптона «Heinz And The Wild Boys» и с этим коллективом несколько месяцев гастролировал по Австралии и Скандинавии. Любопытно, что в Швеции по сию пору Блэкмора куда лучше помнят по его «закрученным» соло именно в группе «Хейнц и Дикари», а вовсе не «Deep Purple».
В том же 1964 году девятнадцатилетний Ричи успел жениться. Его избранницу звали Маргарет, она была немкой по национальности и родила гитаристу мальчика Юргена, но через пять лет последовал развод.
Положение аккомпанирующего гитариста Блэкмору совершенно не нравилось, и он мечтал о собственной музыкальной карьере. Мечта эта исходила не только из честолюбия – музыканту элементарно не хватало денег, а соло-гитаристом его не брали, потому что помимо высокого уровня игры требовались еще и хорошие вокальные данные. В 1965 году он начал работать в группе «Crusaders», потом вернулся к Лорду Сатчу, который все же неплохо платил своим музыкантам, но через пару месяцев снова ушел, прихватив заодно барабанщика Эванса и бас-гитариста Андерсона. Это трио отправилось в тур по ФРГ с певцом Джерри Ли Льюисом, предложившим Блэкмору, Андерсону и Эвансу долгосрочный контракт. Но Ричи не хотел быть инструменталистом при звезде, и трио осталось в германском городе Бохуме, где зимой 1966 года выступало под названием «Три мушкетера» в музыкальном клубе. Весной они вернулись в Англию и вошли в новый состав «Crusaders». Песня Блэкмора «Это прекрасно» заняла четырнадцатое место в британском хит-параде – единственная, где Ричи сам поет ведущую партию. Но летом 1967 года Блэкмор в очередной раз помирился с Лордом Сатчем и стал играть в его новой группе «Римская империя».
В «Римскую империю» вошли очень сильные музыканты, но это ничему не помогло, и группа распалась, в основном, из-за странностей Сатча. Ричи уехал в ФРГ, где некоторое время опять играл с «Crusaders». Сам он, рассказывая об этом периоде своей жизни, говорит, что группы менялись, словно в калейдоскопе, и ни одна не соответствовала идеалу. Калейдоскоп мог продолжаться бесконечно, и Блэкмор решился прервать на время свою музыкальную карьеру. Он поселился в Гамбурге с новой подружкой Барбель Харди, подрабатывал на студиях звукозаписи, играл для себя на гитаре и готовился к выпускному экзамену в консерватории. Успел и создать новую группу – «Mandrake Root», развалившуюся практически сразу. В октябре Ричи съездил в Англию, получил консерваторский диплом и снова вернулся в ФРГ. Его репутация гитариста была невероятно высока: Блэкмор считался одним из десятки лучших британских гитаристов, только в его жизни данный факт до поры абсолютно ничего не менял. Наступающий 1968 год виделся Ричи мрачным и бесперспективным – но в первых числах ноября он получил предложение из Лондона от Криса Кертиса, показавшееся ему очень заманчивым.
На квартире клавишника Джона Лорда было отрепетировано несколько песен, на прослушивание пригласили менеджеров Тони Эдвардса и Джона Колету, и те пришли в восторг. Проект, задуманный Кертисом, носил название «Roundabout» («Карусель»), но сам Крис быстро в нем разочаровался, и практически его проект воплотили Колетта и Эдвардс. Для репетиций они сняли дом в заброшенной деревеньке неподалеку от Лондона. Местные жители уверяли, что этот дом полон привидений, а по словам музыкантов там действительно имелся как минимум полтергейст, завывающий по ночам и хлопающий окнами и дверями. Но как бы то ни было, легендарная группа «Deep Purple» родилась именно здесь.
Свою первую пластинку они записали буквально за два майских дня 1968 года. Альбом «Shades of Deep Purple» мгновенно оказался в первой двадцатке хит-парада, и группа подписала контракт с английской компанией EMI, а затем с американской Tettragrommoton. Сентябрьский сингл «Hush» занял в хит-параде четвертое место, тогда же появился второй альбом группы – «The Book of Taliesyn», а через полгода третий – «Deep Purple». В июле 1969 года из первоначального состава в группе осталось трое: Ричи Блэкмор, Джон Лорд и ударник Ян Пэйс, а на смену вокалисту Роду Эвансу и бас-гитаристу Нику Симперу пришли Ян Гиллан и Роджер Гловер.
Новый состав экспериментировал с симфонической музыкой, но явно склонялся к хард-року, и в августе 1970-го вышел знаменитый альбом «In Rock», больше года продержавшийся на верхних строках британских чартов. В 1971 году появился «Fireball», занявший первое место в Англии и высоко поднявшийся в США. Группа уехала на гастроли в Америку, а перед этим дала грандиозное шоу в Альберт-холле Лондона, где присутствовали и родители музыкантов, сидевшие в королевской ложе. К «Deep Purple» пришла слава, и Блэкмор, ставший лидером группы, полностью дал волю своей эксцентричности – играл как хотел, вплоть до ста пятидесяти тактов одного соло, и никто его не останавливал. К тому времени он уже был разведен и снова женат – на своей гамбургской подружке Барбель, с которой прожил до 1981 года.
В конце 1971 года была записана одна из самых ярких песен – «Smoke On The Water», а альбом «Machine Head», вышедший в 1972-м, стал классикой рока. Не повлиял на успех группы даже уход в 1973 году Гиллана и Гловера – на их место пришли Дэвид Кавердейл и Гленн Хьюз, и альбомы с их участием «Burn» и «Stormbringer» оказались вполне успешными. Американские гастроли 1974 года завершились на рок-фестивале в Калифорнии – и завершились скандалом: по стечению обстоятельств группе «Deep Purple», которая должна была выступать последней, пришлось заменить кого-то из участников, и Блэкмор, не желая отдавать место хэдлайнера, поджег в конце выступления сцену. Публика пришла в экстаз, но от полиции пришлось бежать в соседний штат – на шикарном самолете, арендованном за бешеные деньги специально для гастролей.
На пике славы «Deep Purple» Блэкмор получил титул «мрачного короля гитары хард-рока», и титул этот был вполне заслужен. С детства обожавший классическую музыку, особенно скрипку и виолончель, Ричи играл не только технически совершенно, но и абсолютно индивидуально. Ну а «мрачность» исходила из «средневекового» стиля его одежды.
Однако, несмотря на баснословные гонорары и удачные туры, Блэкмор устал от «Deep Purple» – по его словам, от обленившихся коллег и отсутствия новых идей. В апреле 1975 года он заявил, что творчество превратилось в ремесло, и ушел из группы. В его новую группу вошли американские музыканты из группы «Elf», игравшие во время гастролей на разогреве у «Deep Purple». Группа получила название «Rainbow» и быстро прославилась. Ее состав тоже менялся, а в 1979 году в «Rainbow» пришел басист Роджер Гловер, бывший участник «Deep Purple». В 1980 году Блэкмор и Гловер выпустили сингл «Всю ночь напролет», поднявшийся в Британии на пятое место. В это же время Род Эванс, первый вокалист «Deep Purple», собрал группу, которая стала выступать под именем «Deep Purple», но Блэкмор с Гловером сумели защитить легендарное имя и в конце года выпустили концертный альбом «In concert», в который вошли песни 1970-72 годов.
Популярность «Rainbow» практически достигла уровня «Deep Purple», и Ричи это перестало нравиться. Вероятно, рок не приносил ему полного удовлетворения – мечтой Блэкмора была классическая музыка, а рок являлся всего лишь компромиссом между скукой симфонических оркестров и средневековым бродячим балаганом. Группа «Rainbow» распалась, а Ричи в 1984 году попытался возродить «Deep Purple» в составе «Блэкмор – Гиллан – Лорд – Пэйс», но в итоге поругался с Гилланом и окончательно покинул группу. В 1993-м он воссоздал «Rainbow», но записал с новым составом всего один альбом под названием «Stranger in Us All», на котором звучит, в частности, обработка композиции Грига. Кстати, творчество Блэкмора в группе «Rainbow» не удостоилось ни единого отрицательного отзыва от музыкальных критиков.
В конце восьмидесятых жизнь Ричи Блэкмора осветилась новой любовью. Успевший к этому времени жениться и развестись в третий раз, он увлекся восемнадцатилетней поэтессой и певицей Кэндис Найт. Разница в двадцать шесть лет не помешала Кэндис ответить знаменитому гитаристу взаимностью – и этот роман Ричи стал счастливым на долгие годы. С 1991 года они с Кэндис уже не расставались, хотя обручились только в 2008-м. В мае 2010 года Кэндис родила дочку Эсмеральду, а еще через два года – мальчика Рори.
Но союз Ричи и Кэндис принес и творческие плоды: в 1997 году появилась фолк-рок группа «Blackmore’s Night», процветающая и по сей день. Творчество этой группы, по всей видимости, совершенно устраивает «короля гитары» – «Blackmore’s Night» исполняют акустические баллады в стиле эпохи Возрождения, используя духовые, классические и народные инструменты, а сам Ричи стал играть, в основном, на акустической гитаре.