Популярные
На фото Роберт Баллард

Роберт Баллард

бывший командир управления ВМС США и профессор океанологии при университете Род-Айленда
Дата рождения:
1942-06-30
Биография

Биография

Баллард вырос в Пасифик Бич, Сан-Диего, Калифорния. Его мать была немецкого происхождения, а отец британского. Свой интерес к подводным исследованиям он объяснил любовью к роману Жюля Верна 20 000 лье под водой, жизни у океана в Сан-Диего и новаторским, по тому времени, строительством батискафа Триест.

Баллард начал работать для Andreas Rechnitzer’s Ocean Systems Group в North American Aviation в 1962 году когда его отец, Чет Баллард, главный инженер в North American Aviation по программе Минитмен, помог ему получить работу на неполный рабочий день. Когда Баллард первым вступил в North American, он работал в компании Rechnitzer on North American, которая не смогла составить план для строительства субмарины Элвин для Океанографического института Вудс Холл.

В 1965 году Баллард окончил Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, получив степень бакалавра в области химии и геологии. Будучи студентом в Санта-Барбаре он присоединился к студенческому братству Sigma Alpha Epsilon, а также закончил колледж армии США Reserve Officers' Training Corps по программе подготовки офицеров армии США. Первую степень магистра он получил в Гавайском университете на кафедре геофизики, где он дрессировал дельфинов и китов чтобы заработать на жизнь. После свадьбы, Баллард вернулся к Rechnitzer on North American на North American Aviation.

Баллард работал над степенью кандидата наук в морской геологии в университете Южной Калифорнии, когда в 1967 году был призван в действующую армию. По его просьбе, Баллард был переведён из армии в ВМС США как океанолог. В ВМС Баллард был назначен в качестве посредника между управлением военно-морских исследований и океанографическим институтом Вудс-Холл в Вудс-Холле, Массачусетс.

После окончания службы в ВМС США в 1970 году Баллард продолжил работу в Вундс-Холле, убеждая учёных и спонсоров в необходимости финансирования и использования субмарины Элвин для подводных исследований. Четыря года спустя Баллард получил докторскую степень в области морской геологии и геофизики в университете Род-Айленд.

Первое погружение Баллард совершил на субмарине Ben Franklin (PX-15) в 1969 году у берегов Флориды в ходе экспедиции океанографического института Вудс-Холл. Летом 1970 года Баллард начал проект по отображению полей в заливе Мэн (залив)Мэн для докторской диссертации. В проекте использовался пневматический пистолет, который посылал звуковые волны под водой до определения базовой структуры дна океана, и субмарина Элвин, которая использовалась, чтобы найти и восстановить выборки из основы.

Летом 1975 года Баллард принял участие в франко-американской экспедиции Фере по поиску гидротермальных жерл на Срединно-Атлантическом хребте, но экспедиция не нашла активного жерла. Для экспедиции 1979 года в помощь были направлены глубоководные буксируемые фотокамеры на санях, которые смогли сфотографировать морское дно и облегчить поиск локализаций жерл.

Когда Элвин осматривал один из участков, на которых они были расположены, учёные обнаружили чёрный дым, вырывающийся из жерла, что не наблюдалось на Галапагосских островах. Баллард и геофизик Жан Франчетти на следующий день обнаружили чёрного курильщика. Они смогли зафиксировать температуру выхода газа из жерла, которая составила 350 °C (662 °F). Баллард и Франчетти продолжили поиски новых жерл вдоль Восточно-Тихоокеанского поднятия между 1980 и 1982 годами.

Военная карьера

Баллард присоединился к Армии США в 1965 году через учебную программу по резервированию офицеров. Баллард был назначен офицером разведки и сперва получил полномочия второго лейтенанта в Армейском резерве США. Он был призван на военную службу в действующую армию в 1967 году, но попросил выполнять свои обязательства в ВМС США. Его просьба была удовлетворена, и Баллард был переведён в Резерв флота США на запасной активный лист обязанностей. В 1970 году Баллард был переведён обратно в статус резервиста, где он бы и находился большую часть своей военной карьеры, если бы командование не направила его на принудительное обучение и специальное назначение. Он уволился из ВМС США как командующий в 2004 году после достижения установленного законом срока возраста.


Морская археология

Хотя Баллард был заинтересован морем с раннего возраста, его работа в Вудс-Холл и его опыт в дайвинге в Массачусетсе пробудил в нём интерес к кораблекрушениям и их исследованиям. Его работы в ВМС содействовали развитию малых беспилотных подводных аппаратов, которые можно привязать и управлять ими с надводного корабля и оборудованные осветительными приборами, камерами и рукой-манипулятором. Уже в 1973 году Баллард попытался найти останки Титаника. В 1977 году он отправился в свою первую экспедицию, которая не увенчалась успехом.

«Титаник»

Летом 1985 года Баллард хотел отправится на французском исследовательском судне Le Suro?t, оборудованном гидролокаторами на поиски затонувшего «Титаника». Когда французский корабль отозвали, Баллард перешёл на судно R/V Knorr от Вудс-Холла. Без ведома некоторых, это путешествие было специально профинансировано ВМС США для секретной разведки двух затонувших в 1960-е годы атомных подводных лодок USS Scorpion и USS Thresher, а не «Титаника». Возвращаясь в 1982 году, Баллард обратился с просьбой к ВМС дать глубоководный исследовательский аппарат «Арго» для поиска Титаника. ВМС не был заинтересован в том, чтобы расходовать деньги на поиски большого океанского лайнера. Однако, они были заинтересованы в том, чтобы узнать судьбу без вести пропавших лодок и в конечном итоге пришли к выводу, что «Арго» сможет это сделать. ВМС согласились профинансировать Балларда в поисках «Титаника» в том случае, если он найдёт и исследует две затонувшие подводные лодки, узнает состояние их ядерных реакторов после столь длительного нахождения в воде и есть ли радиоактивное загрязнение окружающей среды. Баллард был принят на временную службу в подразделение ВМС США, отвечающий за поиски и исследование обломков. После завершения миссии ему выделят необходимые средства для поиска «Титаника».

После завершения миссии для ВМС США R/V Knorr прибыла на место 22 августа 1985 года и развернула «Арго». Когда Баллард искал две затонувшие подводные лодки, он обнаружил, что их корпуса распались на части из-за огромного давления. От взрыва дно океана было усеяно тысячами обломков. Эти обломки оставили длинный след, который и привёл к обломкам субмарин, что было лучше, нежели если бы лодки не разрушились. Баллард знал, что при погружении и разломе на части у «Титаника» взорвались паровые котлы. Учитывая это, Баллард знал, что «Титаник» оставил такой же след мусора.

В ночь на 1 сентября 1985 года команда экспедиции заметила на экране эхолокатора неровности на гладком дне океана. Сначала это были оспины, как кратеры от ударов мелких метеоритов. В конце концов был замечен мусор, как вся команда проснулась. Наконец, был замечен паровой котёл, и вскоре после этого корпус судна был найден.

Команда Балларда осмотрела судно, оценила состояние корпуса. Они подтвердили тот факт, что при погружении «Титаник» разломился надвое, и корма была в худшем состоянии, чем нос. Исследования судна велись недолго, но слава Балларду была обеспечена. Первоначально Баллард планировал оставить в тайне координаты местоположения судна, что никто не смог осквернить это место, которое он считал кладбищем.

12 июля 1986 года Баллард и его команда вернулись на борту «Атлантиса» на место крушения, чтобы сделать первое детальное исследование место гибели судна. На этот раз с Баллардом был аппарат для глубоководных погружений «Элвин», который брал на борт 3 человека. Элвина сопровождал небольшой аппарат «Джейсон Юниор» с дистанционным управлением, который через небольшое отверстие мог проникнуть внутрь судна. Хотя в первом погружении (только погружение и подъём вместе занимали 5 часов) были не значительные технические проблемы, последующие погружения были более успешными. Был составлен подробный отчёт о состоянии судна.

Другие затонувшие корабли

Баллард в 1989 году предпринял ещё более сложную задачу — найти немецкий линкор Бисмарк. Глубина на которой затонул Бисмарк была больше, чем на той, где затонул Титаник. Баллард попытался выяснить взорван был линкор торпедой или потоплен командой. Через три недели после экспедиция у Балларда случилась трагедия- в автокатастрофе погиб его 21-летний сын Тодд, который помогал отцу в поисках линкора.

В 1993 году Баллард начал исследование корабля Лузитания, затонувшего у ирландского побережья. Корабль был взорван одной торпедой, от которой последовал второй взрыв. Баллард определил, что паровые котлы целы, и поэтому взрыв мог быть вызван угольной пылью. Другие исследователи ставят под сомнение эту гипотезу. Баллард не исключает возможность контакта холодной морской воды с горячей из паровых котлов судна.

Баллард и его команда посетила место залегания обломков многих кораблей, погибших во время Второй мировой войны в битвах за Тихий океан. Его книга «Список кораблей Гуадалканала» включает множество фотографий судов, затонувших в бесславном Айрон-Боттом-Саунде, проливе между островом Гуадалканал и островом Флорида у Соломоновых островов.

19 мая 1998 года Баллард обнаружил останки авианосца USS Yorktown, погибшего в битве за Мидуэй. Судно лежит на глубине 5 км.

В 2002 году Национальное географическое общество и Роберт Баллард направили дистанционное судно на Соломоновы острова. Они обнаружили останки корабля «PT-109» имени Джона Кеннеди, который в 1943 году атаковал японский эсминец «Amagiri». Детали этой экспедиции Баллард рассказал в Библиотеке имени Джона Кеннеди в 2005 году.

Институт исследований

В 1990-х Баллард основал Институт исследований, который специализируется на глубоководной археологии и морской геологии. Он объединил силы с «Мистическим аквариумом», расположенном в Мистике, Коннектикут. Они являются частью некоммерческой организации «Фонд морских исследований».

Центр по исследованию океана и археологической океанографии

В 2003 году Баллард основал и возглавил «Центр по исследованию океана и археологической океанографии», и начал программу исследований в Высшей школе океанографии при Университете Род-Айленда.

Чёрное море

В 1976 году Уиллард Баском предположил, что глубоко, в бескислородных водах Чёрного моря, возможно, сохранились античные суда, поскольку типичные организмы, пожирающие древесину, выжить не могут. На глубине 150 метров содержится недостаточно кислорода для поддержки большинства биологических форм жизни. Экспедиция состоялась в 2000 году. В результате были найдены остатки судов и древние амфоры.

Награды и почётные звания

  • «Международная награда Килби» получена в 1994 году.
  • «Медаль Кэрда» от Национального морского музея в 2002 году.
Поделиться: