23 сентября 1938 года в городе Вена родилась девочка, получившая имя Розмари. Ее отцом был австрийский актер Вольф Альбах-Ретти, а матерью – австрийская кинозвезда Магда Шнайдер. Вольф, глава семейства, зарабатывал не слишком большие деньги, а через некоторое время его жена родила еще и сына, Вольфа-Дитера. Дети ничем особенным не выделялись в среде сверстников, однако у Розмари была огромная мечта – стать актрисой, подобно родителям. В год, когда девочке исполнилось семь лет, Магда и Вольф развелись. Дети остались с матерью, и, чтобы содержать их, она вновь вернулась на сцену – в оперетту, принявшись гастролировать с театром по провинции. В 1949 году Магда отдала свою дочь в монастырскую школу ордена августинцев.
После окончания католической школы, летом 1953 года, Розмари вернулась домой, и очень скоро, благодаря стараниям матери исполнилась ее детская мечта – девушка снялась в эпизодической роли фильма «Когда зацветет белая сирень» режиссера Ганса Депе. Реклама фильма содержала строчки о том, что Магда Шнайдер играет вместе с дочерью, прелестной Роми, и не только поддержала популярность старшей Шнайдер, но и фактически подарила псевдоним ее дочери. Эта съемка превратила Розмари Альбах-Ретти в Роми Шнайдер, одну из самых юных актрис австрийского кинематографа. Предложения сниматься буквально посыпались на девушку, и хотя родители поначалу возражали против такой ее карьеры, но им пришлось уступить Роми. Следующей ее работой стала крупная роль в фильме «Фейерверк» режиссера Курта Хофмана.
Известность пришла к Роми Шнайдер уже в 1954 году, когда Эрнст Маришка снял ее в фильме «Юность королевы», доверив актрисе создание образа юной королевы Виктории. Фильм имел оглушительный успех и прославил и режиссера, и занятых в картине актеров. Маришка, на волне этого успеха, решил поставить трилогию о Елизавете, последней и любимой в народе императрице Австрии. Первый фильм под названием «Сисси» вышел на экраны в 1955 году. Эта картина стала истинной победой европейского кино – по заключению экспертов, она собрала больше зрителей, чем «Унесенные ветром», знаменитый американский фильм. Роми Шнайдер мгновенно превратилась в звезду немецкого кинематографа и снялась в двух следующих сериях трилогии – «Сисси, юная императрица» и «Сисси, судьба императрицы». Однако эти работы сыграли с Роми Шнайдер злую шутку – никто из режиссеров не видел актрису иначе, чем «императрицей». Лишь упорство позволило Роми разрушить этот стереотип и доказать, что она способна играть драматические рои высокой сложности – например, в фильме «Девушки в униформе», вышедшем в 1958 году.
Но и мать новой знаменитости не сидела без дела. С ее подачи были организованы съемки фильма «Кристина». Магде Шнайдер удалось заинтересовать французского режиссера Гаспара Уи, и он снял римейк старой картины, в которой участвовала сама Магда. В новой ленте Кристину сыграла, конечно же, Роми Шнайдер, а вот ее возлюбленным, Францем, оказался Ален Делон. Надо сказать, что актеры не поладили с самого начала – из-за разных взглядов на жизнь. Эти проблемы едва не испортили съемки, но постепенно на съемочной площадке воцарился мир, а между Аленом и Роми вспыхнула страсть. Биографы актрисы утверждают, что Роми призналась в любви первой. Для того чтобы поселиться вместе с любимым в Париже, ей пришлось после весьма громкого скандала разорвать отношения с родителями – ни мать, ни отчим Роми терпеть не могли Алена. Однако Магду Шнайдер более всего беспокоило соблюдение внешних приличий, и она, смирившись, только умоляла дочь заключить с Аленом законный брак. Обручение Делона и Роми состоялось 22 марта 1959 года, но дальше обручения дело не пошло – Ален не сумел тогда переступить через свое отрицательное отношение к семейной жизни.
Несмотря на жизнь с любимым человеком в столице Франции, Роми Шнайдер в каком-то смысле ощущала себя изгоем. Прежде всего ее смущал факт, что она не способна на равных участвовать в интеллектуальных спорах, которые часто вспыхивали между актерами, режиссерами и прочими завсегдатаями модных кафе. Спасение Роми нашла в работе. В 1960 году Карло Понти, к тому времени уже знаменитый продюсер, задумал киносборник новелл «Боккаччо-70». За основу одной такой новеллы был взят рассказ «У края постели» Ги де Мопассана, а ставил ее режиссер Лукино Висконти, у которого Роми училась актерскому мастерству. Еще до съемокВисконти, по собственным словам актрисы, превратил на сцене театра ее живость и непосредственность в истинный драматический темперамент. Правда, для Роми эти уроки оказались весьма жестокими терниями. Ведь множество сцен ей приходилось переигрывать порой по десятку раз, пока Висконти не соглашался с тем, что «что-то получилось». В конце концов, сама актриса заявила, что подобная работа сделала ее роли выпуклыми, упругими и полностью лишенными «воды и пустот». Прежде чем Висконти начал снимать Роми в кино, был поставлен спектакль «Как жаль, что ты потаскуха!» (пьеса Джона Форда). После этого была роль исключительно серьезная и драматическая – Нина Заречная в чеховской «Чайке». В журнале «Пари Жур» появилась тогда интересная статья по поводу этого спектакля, в которой «маленькую австриячку» фактически определили как движущую силу для триумфа Чехова на сцене Франции. Непосредственность и искренность – так знатоки театра определили творческую силу Роми Шнайдер.
Но более в театре Роми, к сожалению, не выступала. Следующей ее работой стала роль служанки в фильме режиссера Орсона Уэллса «Процесс», а в 1963 году актриса заключила контракт на семь лет с Голливудом и уехала в США. Ален Делон остался во Франции, и, для того чтобы встретиться с ним, Роми Шнайдер летала самолетом на уик-энды в Европу. По словам ее подруги, знаменитой писательницы Франсуазы Саган, Роми всей душой желала быть женой Алена. Но он оказался неуловим для нее. В конце лета 1964 года Ален Делон прислал письмо Роми, в котором сообщил, что возвращает ей свободу и оставляет у нее свое сердце. Сразу после этого письма он женился на актрисе Натали Бартельми. Для Роми это было трагедией, но зато разрыв с Делоном принес ей примирение с родителями, и она стала чаще встречаться с ними.
Первым мужем Роми Шнайдер стал Гарри Майен, немецкий драматург. Для того чтобы жениться на Роми, он бросил женщину, прожившую с ним двенадцать лет. В середине весны 1966 года состоялась свадьба, при этом беременность Роми уже была явной – пятый месяц. Родив мальчика, Роми назвала его Давидом и с головой окунулась в материнство. Она буквально испытывала блаженство от семейной идиллии с ребенком и мужем – но это продолжалось недолго. В 1968 году Роми получила предложение от Алена Делона сыграть с ним в фильме «Бассейн». К тому времени Ален уже бросил свою жену и пребывал в кризисе, а потому режиссеру Жаку Дерею заявил, что сниматься будет только в паре с Роми Шнайдер. Роми долго не раздумывала и в середине августа отправилась во Францию. Съемки прошли легко, а по окончании этой работы критики оценили игру Роми, как торжество зрелой и осознающей себя красоты. Фильм прошел по всей Европе.
Однако съемки «Бассейна» дали толчок множеству слухов и сплетен о возобновлении отношений Делона и Роми. Доказать мужу свою верность актриса не сумела, и сцены ревности превратили ее жизнь в настоящий ад. Но терять устоявшуюся семью Роми не хотела и терпела все выходки мужа. К тому же, карьера Гарри Майена находилась на закате. Он забросил работу и стал превращаться в запойного пьяницу. В свою очередь Роми, всего за полтора прошедших года снявшаяся в целых шести фильмах, испытывала огромную моральную и физическую усталость, что весьма помогло ей составить своему мужу компанию. Она начала отказываться от предложений сниматься, сколь бы прекрасным ни был сценарий. В частности, мимо нее прошли роли в таких знаменитых фильмах, как «Мужчина и женщина» и «Последнее танго в Париже». Тем не менее, когда Ален Делон позвал Роми на буквально крошечную роль в фильме «Убийство Троцкого», она бросила все и уехала в Мексику на съемки.
Следующей работой Роми Шнайдер стала небольшая, но чрезвычайно важная роль в фильме «Людвиг» – актриса сыграла Елизавету Австрийскую. На съемки ее пригласил по старой памяти Лукино Висконти – и не ошибся. Роми великолепно справилась с поставленной задачей. При работе над картиной «Сезар и Розали» актрису вспомнил и Клод Соте. Играть ей довелось со знаменитым Ивом Монтаном, но, как позже отметили критики, фильм состоялся во многом благодаря именно Шнайдер, под ее влиянием превратившись в притчу о женской душе – загадочной и удивительной. После «Сезара и Розали» Роми Шнайдер была провозглашена ведущей актрисой французского кино.
И все же на подлинную вершину актерского мастерства ее возвел другой фильм – «Поезд», снятый в 1973 году режиссером Гранье-Дефером. Сама Роми понимала, что роль Анны стала лучшей в ее жизни, хотя на родине актрисы могли расценить подобную роль как предательство национальных интересов – ведь австрийка Шнайдер сыграла еврейку, влюбленную во французов. Сам же фильм рассказывал о начале оккупации немецкими войсками Франции и в штыки был встречен группировками национал-социалистов, существовавших в Германии. Однако далеко не всегда Роми Шнайдер играла положительные роли. Великолепные образы злодеек актриса смогла создать в «Дьявольском трио» режиссера Жиро и в «Невинных с грязными руками» режиссера Шаброля.
В 1973 году Роми и Гарри Майен расстались, хотя юридически брак был еще не расторгнут. Во время развода Майен потребовал от бывшей жены половину ее состояния. Спорить Роми не стала, и Майен превратился в обладателя почти полутора миллиона марок. Роми же обрела свободу для себя и сына. Однако здоровье актрисы было к тому времени бесповоротно подорвано, и к тому же начались страшные приступы боли – так проявила себя неожиданная и неизлечимая болезнь. Боль Роми пыталась победить с помощью транквилизаторов и алкоголя, но подобная адская смесь спасала ненадолго. От одиночества ее избавляло лишь присутствие сына Давида, но заботы, внимания и поддержки мальчик ей дать, конечно, не мог. В конце 1973 года актриса начала появляться в обществе со своим молодым секретарем Даниэлем Бьязини и одновременно совершила шокирующий для публики ход, снявшись для «Плейбоя» обнаженной.
В 1975 году режиссер А. Жулавский пригласил Роми Шнайдер на съемки фильма «Главная любовь». Роль, сыгранная Роми в этом фильме, принесла ей премию «Сезар». Второй «премией» для Роми в этом году стало замужество – в декабре она сочеталась браком с Даниэлем. На момент свадьбы Даниэлю было двадцать восемь, а Роми – тридцать семь. Однако разница в возрасте не пугала супругов. Влюбленный Даниэль напоминал Роми Делона, и она утверждала, что муж вернул ей любовь к жизни и снова сделал ее чувственной женщиной. Через полтора года Роми родила дочь, названную Сарой-Магдаленой, но, несмотря на радость материнства, главным в жизни Роми остался Давид. Буквально через считанные месяцы актриса вернулась на съемочную площадку. Роль в картине «Простая история» режиссера Клода Соте принесла Роми Шнайдер второго «Сезара».
В середине весны 1979 года Роми сообщили, что в Гамбурге ее первый муж, Гарри Майен, покончил счеты с жизнью, повесившись в своей квартире. Актрису это известие тронуло мало – она так и не смогла простить Майену беспочвенной ревности, жадности и унижений. В том же году на экраны вышел фильм «Прямой репортаж о смерти» режиссера Бертрана Тавернье. Роль, которую сыграла в этом фильме Роми Шнайдер, была названа критиками едва ли не лучшей во всем ее творчестве. Оценили этот фильм и зрители, а особенно им понравилась страстная и убежденная игра Роми.
Во время работы над следующим фильмом Роми Шнайдер пришлось нелегко. Съемки ленты «Банкирша» совпали с фактическим разрушением ее брака. На развод Роми подала в начале 1981 года. Общественное мнение обвинило в распаде семьи саму актрису – ведь приблизительно в это же время в ее жизнь вошел новый возлюбленный – Лорен Петен. Даже Давид, ее сын, после развода остался жить со своим отчимом Даниэлем. Летом 1981 года судьба нанесла Роми Шнайдер самый страшный удар – 5 июля Давид сорвался с забора собственной усадьбы и погиб. Наилучшим образом в этой тяжелой ситуации проявил себя Ален Делон – он полностью организовал похороны четырнадцатилетнего Давида, и только с Делоном Роми могла общаться в те дни. Пожалуй, только ему она доверяла до самой своей смерти. Что же до Лорена Петена – этот человек не сумел занять в жизни Роми значительное место. Несмотря на явную влюбленность в актрису, он не мог отвлечь ее от скорбных мыслей, хотя и был все время рядом, не покинув даже в тот момент, когда Роми подверглась сложнейшей операции.
Последней работой в кино Роми Шнайдер стал фильм «Прохожая из Сан-Суси», вышедший на экраны в 1982 году. В конце мая этого года Роми Шнайдер и Лорен Петен поужинали в ресторане и вернулись домой. Ничто не предвещало трагедии, но ближе к рассвету 29 мая Роми Шнайдер страшно закричала, и ее сердце остановилось. На столе актрисы осталось недописанным письмо к Саре, ее дочери.
Парижские газеты поспешили объявить о самоубийстве актрисы, но уже 30 мая к вечеру медицинская экспертиза установила, что Роми Шнайдер умерла от инфаркта. Ей было сорок три года, и за свою жизнь актриса снялась в восьмидесяти семи фильмах, став одним из эталонов красоты европейского кино.