Британское графство Дарем, город Консетт – именно здесь 6 января 1955 года родился мальчик, получивший имя Роуэн Себастьян. Его родители, Элла и Эрик Аткинсоны, были уважаемыми и весьма состоятельными фермерами. С появлением на свет Роуэна в семье стало уже трое сыновей. Старших мальчиков Аткинсоны назвали Родни и Руперт.
Семейный бюджет вполне позволял Роуэну учиться в очень престижной и дорогой школе, и многие его одноклассники стали впоследствии известными людьми. Слава пришла и к Роуэну, хотя в детстве ровесники считали его дурачком, несмотря на хорошую успеваемость и серьезность мальчика. Причиной такой репутации была излишняя задумчивость Аткинсона – когда Роуэн «отключался» от действительности, его лицо искажалось в нелепой гримасе. Мальчика даже дразнили «инопланетянином». Единственным одноклассником, не издевавшимся над Роуэном, оказался Тони Блэр – будущий премьер-министр Англии.
Чудаковатость осталась при Роуэне и во время студенчества на инженерном факультете Оксфордского университета. Однокурсники не уставали над ним смеяться, но один из студентов, Ричард Кертис, сумел посмотреть на Аткинсона с другой стороны. Кертис принимал активное участие в жизни студенческого театра и надоумил Роуэна испытать себя в жанре комической пантомимы. Он же стал на долгие годы соавтором сценариев и скетчей Аткинсона.
Сценические успехи не заставили Роуэна бросить Оксфорд, но диплом инженера ему, тем не менее, не пригодился. Обучаться актерскому мастерству Аткинсон не стал – для всемирной популярности ему вполне хватило подвижного лица, необычной мимики и природного таланта. В двадцать два года он впервые привлек к себе внимание, выступив на Эдинбургском фестивале. Год спустя, в 1978-м, Роуэну предложили участвовать сразу в двух проектах. Радиошоу «The Atkinson People» вскоре обрело огромную популярность, а Роуэн стал не только его основным актером, но также ведущим и автором сценариев. Этот проект принес Аткинсону звание «человека года Би-Би-Си».
В 1981 году Роуэн поставил в лондонском театре «Глобус» собственное «шоу одного актера», и по окончании сезона Театральное общество Вест-Энда вручило ему приз, как «комедианту года». В 1983 году состоялся кинодебют Роуэна – в фильме о Джеймсе Бонде «Никогда не говори никогда». Суперагента играл Шон Коннери, а его начальника – Аткинсон.
Но настоящее признание пришло к Роуэну два года спустя – после выхода комедийного телесериала «Черная гадюка», в котором он сыграл главную роль. Сценарий к сериалу написал Ричард Кертис, а рассказывалось в нем об истории Британии, причем с самой нелепой и смешной стороны. Сюжет «Черной гадюки» строился на похождениях «антигероя» Эдмунда Блэкэдера в разных исторических эпохах. У Кертиса было двое соавторов – на первых сериях проекта с ним сотрудничал Роуэн, а над последующими эпизодами Кертис работал вместе с Беном Элтоном. Позднее под названием объединили четыре сезона самого сериала, которые телевидение показывало в течение семи лет, и несколько самостоятельных фильмов.
«Черная гадюка» обрела невероятный успех и за следующие пять лет стала призером «Эмми» (как лучший иностранный фильм) и лауреатом трех наград Британской академии и трех «АСЕ». Роуэна Аткинсона вновь назвали «человеком года» и вручили несколько наград и премий, среди которых был и приз «лучшему актеру развлекательного жанра». В 2000 году этот телесериал занял шестнадцатое место в списке ста величайших телевизионных программ Британии (составитель списка – Британский институт кинематографии). Еще через четыре года провели телевизионный опрос, и в его результате «Черная гадюка» стала второй в британской номинации «лучшая комедия положений». Но успех этого сериала был только ступенью Роуэна на пути к мировой славе.
Идея комедийного сериала о мистере Бине родилась еще в 1979 году, и тогда ни будущий актер Роуэн Аткинсон, ни будущий сценарист и продюсер Ричард Кертис, ни будущий композитор Говард Гудалл не представляли себе, на какую вершину поднимется выдуманный ими герой, инфантильный и комичный человечек в твидовом заношенном пиджачке и коротких брючках. Однако именно этот персонаж вознесся в рейтинге продукции «ВВС», побив все рекорды и по сию пору оставшись непревзойденным.
Дебютная серия проекта появилась на экранах в 1990 году, и создатели фильма, несколько ошеломленные всеобщим восторгом, вскоре начали получать награды и премии – среди них были «Золотая роза Монтре», «Эмми», «BANFF», «АСЕ» и множество других. Права на показ «Мистера Бина» приобрели около двухсот стран мира. Главного героя сыграл, разумеется, Роуэн Аткинсон и сыграл так, что именно за эту роль в 1995 году кинокритики назвали его «новым Чарли Чаплином».
Успех мистера Бина сам актер объяснял просто: этот персонаж, будучи на вид взрослым человеком, сохранил внутри себя девятилетнего мальчика. В образе Бина положительные черты переплелись с безответственностью и эгоизмом, он сеял вокруг себя разрушения и бедствия. Вероятно, именно потому немалую часть поклонников Аткинсона составили дети – комик дал им доступ к настоящему «взрослому» юмору, ни разу не перейдя при этом допустимых границ семейной комедии.
Однако сумасшедшая популярность сериала принесла Роуэну Аткинсону и своеобразную проблему: мистер Бин превратился в главное дело его жизни. Знаменитый комик играл позднее самые разные роли, но избавиться от человечка в коричневых брюках так никогда и не сумел – зрители всегда видели в нем прежде всего непредсказуемого мистера Бина…
Пять лет спустя актер получил роль доктора Шунера в картине «Свидание Дэнниса Дженнингса» – эпизодическую, но благодаря ему ставшую очень заметной. Кстати, в 1989 году этот фильм получил «Оскара» как лучшая короткометражка. Однако после 1990 года в любой роли и в любом фильме Аткинсона воспринимали как мистера Бина – и это обидно, ведь большинство созданных им персонажей очень далеки от этого образа. Роуэн перевоплощался в них с потрясающей точностью и легкостью, мог изобразить какого угодно человека и какое угодно чувство.
В 1990 году он сыграл мистера Стрингера в английской картине «Ведьмы» (режиссер Ник Роэг) – очаровательной, но не совсем детской сказке. В 1993-м Джим Абрахамс пригласил Аткинсона на роль Декстера в пародийной комедии «Горячие головы 2». В 1994 году стартовал масштабный кинопроект Майка Ньюэлла, сценарии для которого писал Ричард Кертис, а главные роли исполнял Хью Грант. Первый фильм назывался «Четыре свадьбы и одни похороны» и стал чуть ли не самым удачным в истории британского кинематографа, собрав в прокате почти четверть миллиарда долларов. В одном из эпизодов фильма появился и Роуэн Аткинсон в роли в отца Джеральда – неопытного священника, впервые проводившего церемонию венчания.
В 1995 году Аткинсон вернулся на телевидение – его пригласили на главную роль в сериале под названием «Тонкая синяя линия». Эта комедия ситуаций транслировалась на канале BBC2 до 1997 года. Сценарий Бена Элтона рассказывал о жизни провинциальных британский полицейских. Образ инспектора Рэймонда Фаулера лег в копилку грандиозных достижений Роуэна. Очередным успехом комика стала в 1999 году короткометражная комедийно-фантастическая картина «Доктор Кто и Проклятие неизбежной смерти» (режиссер Джон Хендерсон) – великолепная кинопародия с незамысловатым сюжетом. На ее съемочной площадке Роуэн работал вместе с Хью Грантом, Джоэнной Ламли, Джимом Броудбентом.
В 2000 году он снялся в роли гинеколога Джеймса в комедии «Все возможно, детка!», а на следующий год вновь появился в одной из главных ролей, сыграв Энрико Поллини в «Крысиных бегах». Эта приключенческая комедия режиссера Дэйвида Цукера собрала в мировом прокате восемьдесят пять миллионов долларов, почти вдвое окупив затраты на производство. Прелестную мистическую комедию «Скуби Ду» с участием Аткинсона поставил в 2002 году американский режиссер Раджа Госнелл, взяв за основу известный одноименный мульсериал. Вместе с Роуэном, игравшим Эмиля Мондавэриоса, владельца Страшного острова, в фильме снялись Мэтью Лиллард, Сара Мишель Геллар и Фредди Принц-младший. Немалую популярность получила в 2003 году и английская комедия «Агент Джонни Инглиш» – пародия на шпионские фильмы, в которой герою Роуэна пришлось превратиться из скромного служащего в суперагента.
Любопытно, что слава не сделала Аткинсона капризным и высокомерным – он с радостью соглашался и на самую крошечную роль, если она казалась ему интересной. К примеру, в том же 2003 году, помимо главного героя комедии о Джонни Инглише, комик сыграл продавца драгоценностей – второстепенного персонажа в романтической комедии Ричарда Кертиса «Реальная любовь».
В новом веке Роуэн Аткинсон достиг, пожалуй, всех возможных высот и спокойно мог позволить себе хотя бы отпуск – но продолжал работать, не давая себе возможности отдыхать. А ведь каждый свой жест, каждую гримасу актер отрабатывал на многочисленных репетициях, кропотливым трудом создавая даже минутные сцены, и при этом почти всегда был сам собой недоволен. Не сомневаясь в том, что является неординарным и талантливым актером, Роуэн одновременно считал и считает, что талант требует от своего носителя огромных затрат.
Однажды его спросили, не хочется ли великому комику хоть раз показаться на экране в серьезной драматической роли. Но на этот вопрос Роуэн искренне ответил, что вовсе не желает менять амплуа – хотя бы потому, что не видит смысла разочаровывать зрителей. А кроме того, актер никогда не скрывает уважения к собственным персонажам, пусть странноватым и неадекватным, зато несомненно нестандартным. По словам Аткинсона, главный герой комедии должен быть человеком асоциальным, асексуальным и при этом трогательно наивным.
Поклонники знаменитого комика часто склонны отождествлять его с героями, которых Роуэн показывает на экране: шустрыми, суетливыми и чудаковатыми. Но в реальности актер совершенно не похож на своих персонажей. Он очень рассудительный, спокойный и не слишком открытый – вопреки своей «звездности», а может быть, как раз из-за нее, Роуэн Аткинсон недолюбливает журналистов за постоянные попытки сунуть нос в его личную жизнь. Интервью для прессы он предпочитает давать как мистер Бин – ведь такому симпатичному человечку мало кто начнет задавать бестактные вопросы.
Впрочем, никаких скелетов в шкафу у комика и не имеется. Он женат, счастлив в браке и обожает жену, сына и дочь. Правда, Санетра Аткинсон частенько упрекает мужа в том, что ее обществу он предпочитает общество спортивных автомобилей. Конечно, это не совсем так. Роуэн действительно неравнодушен к машинам и не только собрал вполне внушительную коллекцию дорогих спорткаров, но и знает их до винтика, и даже способен отремонтировать своих любимцев. Он вообще прекрасно разбирается в технике, а в свободное время пишет статьи для английского автомобильного журнала «Car».
Роуэн Аткинсон признается, что порой его посещает довольно необычное желание – бросить все, организовать маленькую фирму по перевозке грузов и лично водить грузовик. И вряд ли у кого-то возникнут сомнения, что подобная мечта может придти в голову мистеру Бину.