Неоднозначная с этической точки зрения художественная практика Сантьяго Сьерра включает минималистскую скульптуру, концептуальную фотографию, перформансы. Художника интересует исследование ограничений, принятых в современном обществе.
Сантьяго Сьерра сосредоточился на разработке и документации акций и перформансов. Формально продолжая традиции минимализма, лэнд-арта, арте повера и перформансов 1960-70-х, все работы Сьерра имеют критические аспекты, касающиеся социальных и физических проблем людей в современном мире. Его интересуют такие вопросы как физическая работа, здоровье, национальное и социальное происхождение, изучение различных политических и экономических систем и их влияние на отдельных людей.
Из-за эфемерной природы своих акций, Сьерра документирует работы с помощью видео и фотосъемки.
Художник, например, предложил добровольцам незначительное вознаграждение, если они согласятся сделать татуировку на своей спине, указывая на тот факт, что люди в странах третьего мира готовы пожертвовать своим здоровьем за минимальную сумму денег.
В целях повышения осведомленности о бесчеловечных условиях работы и оплаты труда нелегальных иностранных рабочих в различных странах, Сьерра нанял нелегалов для перемещения бетонных блоков весом 2 тонны каждый без какой-либо цели. Их работа была оплачена по минимальным ставкам.
Перформанс Сьерры в KUNST-WERKEN близок акции, которую он провел в Гватемала-сити в 1999. Восемь нелегальных рабочих были наняты сидеть в картонных ящиках на протяжении всей выставки. Формально белое пространство галереи создало сильный контраст с грубо сделанными коробками. С точки зрения содержания коробки отсылали к трущобам, двойственному положению нелегальных рабочих в Гватемале. Хорошо заметные в повседневной жизни, из-за отсутствия правового статуса они являются «невидимыми» членами общества.
В 2006 Сьерра вызвал возмущение еврейской общины в Германии инсталляцией «245 cubic metres» в бывшей синагоге. Художник припарковал шесть машин снаружи здания и соединил их выхлопные трубы с внутренним выставочным пространством при помощи пластиковых трубок. Помещение наполнилось ядовитым газом. Посетители приглашались вовнутрь по одному в противогазах в сопровождении пожарника. Сьерра сказал, что инсталляция — протест против «банализации Холокоста».
В 2007 художник спровоцировал шумиху своей инсталляцией «21 Anthropometric Modules Made of Human Faeces by the People of Sulabh International, India, 2005—2006» в лондонской Lisson Gallery. 21 блок экскрементов, каждый размером 215 x 75 x 20 см, был собран в Нью-Дели и Джайпуре. Работники Sulabh International в Индии — люди из касты «неприкасаемых», которым приходится осуществлять физически и психологически неприятную работу. В этой выставке можно увидеть как желание художника привлечь внимание к эксплуатации группы людей, которым нужна рука помощи, так и стремление получить внимание средств массовой информации.
Сьерра также интересуется вопросами загрязнения окружающей среды. При этом его произведения неэкологичны насколько это возможно. В инсталляции «For Black Vehicles with the Engine Running inside» (2007) выхлопные газы машин, находящихся в выставочно пространстве, выбрасывались через трубки в окружающую атмосферу.
Образование
1989 BA in Fine Arts, Universidad Complutense, Мадрид
1989—1991 Hochschule f?r Bildende K?nste, Гамбург
1995—1997 Escuela de San Carlos, Universidad Autonoma de Mexico, Мехико
Персональные выставки
2009 Los Penetrados — Galeria Helga de Alvear, Мадрид
2008 Santiago Sierra — Galeria Helga de Alvear, Мадрид
2006 Galerie Peter Kilchmann, Цюрих
2006 CAC Centro de Arte Contempor?neo Mal?ga, Малага
2005 Una persona — Galleria Civica di Arte Contemporanea, Тренто (Италия)
2005 Haus im Schlamm — Kestner Gesellschaft Hannover, Ганновер
2004 120 Hours Uninterrupted Reading of a Telephone Directory — Galeria Helga de Alvear, Мадрид
2004 Fotografien — NRW-Forum Kultur und Wirtschaft, Дюссельдорф