Биография и творчество
Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. В возрасте 13 лет поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который она окончила в 1862 году.
1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина. Эта её роль осталась незамеченной, и вскоре Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». В 1869 году актриса исполнила роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего к ней пришёл успех. Триумфальной стала для неё роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году.
Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех ими объяснялся феноменальным паблисити, оказываемым Бернар прессой, и более касавшимся ее личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажем, предшествующим самому представлению.
Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но несмотря на увечье Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность.
Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Образ в искусстве
Портреты Сары Бернар писал Бастьен-Лепаж, Болдини, Гандара и др. художники, её многократно фотографировал Надар. Альфонс Муха писал рекламные плакаты к её выступлениям.
Интересные факты
- Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты».
- Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.
- Сара Бернар удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.
Фильмография
Избранные роли
- 1862: Racine's Iphig?nie
- 1862: Eug?ne Scribe's Val?rie
- 1862: Moli?re's Les Femmes Savantes
- 1864: Eug?ne Marin Labiche & Deslandes, Un Mari qui Lance sa Femme
- 1866: T & H Cognard's La Biche aux Bois
- 1866: Racine's Ph?dre (в роли Aricie)
- 1866: Pierre de Marivaux's Le Jeu de l'Amour et du Hasard (в роли Silvia)
- 1867: Moli?re's Les Femmes Savantes (в роли Armande)
- 1867: George Sand's Le Marquis de Villemer
- 1867: Georges Sand's "Fran?ois le Champi" (в роли Mariette)
- 1868: Dumas p?re's Kean (в роли Anna Damby)
- 1869: Copp?e's La Passant, as a male troubadour (Zanetto); her first major stage success
- 1870: George Sand's L'Autre
- 1871: Theuriet's Jeanne-Marie
- 1871: Copp?e's Fais ce que Dois
- 1871: Foussier and Edmond La Baronne
- 1872: Bouilhet's Mademoiselle A?ss?
- 1872: Hugo's Ruy Blas (в роли Do?a Maria de Neubourg, Queen of Spain)
- 1872: Dumas p?re Mademoiselle de Belle-Isle (в роли Gabrielle)
- 1872: Racine's Britannicus (в роли Junie)
- 1872: Beaumarchais's Le Mariage de Figaro
- 1872: Sandeau's Mademoiselle de la Seigli?re
- 1873: Feuillet's Dalila (в роли Princess Falconieri)
- 1873: Ferrier's Chez l'Avocat
- 1873: Racine's Andromaque
- 1873: Racine's Ph?dre (в роли Aricie)
- 1873: Feuillet's Le Sphinx''
- 1874: Voltaire's Zaire
- 1874: Racine's Ph?dre (в роли Ph?dre)
- 1875: Bornier's La Fille de Roland
- Dumas fils' L'?trang?re (в роли Mrs. Clarkson)
- Parodi's Rome Vaincue
- 1877: Hugo's Hernani (в роли Do?a Sol)
- 1879: Racine's Ph?dre (в роли Ph?dre)
- 1880: ?mile Augier's L'Aventuri?re
- 1880: Legouv? & Scribe's Adrienne Lecouvreur
- 1880: Meilhac & Hal?vy's Froufrou
- 1880: Dumas fils' La Dame aux Cam?lias (в роли Maguerite)
- 1882: Sardou's F?dora''
- Sardou's Th?odora (в роли Theodora, Empress of Byzantium)
- 1887: Victorien Sardou's La Tosca
- Dumas fils' La Princesse Georges
- 1890: Sardou's Cl?op?tre, as Cleopatra
- 1893: Lema?tre's Les Rois
- 1894: Sardou's Gismonda (pictured)
- 1895: Moli?re's Amphytrion
- 1895: Magda(translation of Sudermann's Heimat)
- 1896: La Dame aux Cam?lias
- 1896: Musset's Lorenzaccio (в роли Lorenzino de' Medici)
- 1897: Sardou's Spiritisme
- 1897: Rostand's La Samaritaine
- 1897: Octave Mirbeau's Les Mauvais bergers
- 1898: Catulle Mend?s Med?e
- 1898: La Dame aux Cam?lias (в роли Marguerite Gautier)
- Barbier's Jeanne d'Arc (в роли Joan of Arc)
- Morand & Sylvestre's Iz??l (в роли Iz??l)
- Shakespeare's King Lear (в роли Cordelia)
- 1899: Shakespeare's Hamlet (в роли Hamlet)
- Shakespeare's Antony and Cleopatra (в роли Cleopatra)
- Shakespeare's Macbeth (в роли Lady Macbeth)
- Richepin's Pierrot Assassin (в роли Pierrot)
- 1900: Rostand's L'Aiglon (в роли L'Aiglon)
- 1903: Sardou's La Sorci?re
- 1904: Maeterlinck's Pell?as et M?lisande (в роли Pell?as)
- 1906: Ibsen's The Lady From the Sea
- 1906: Mend?s' La Vierge d'Avila (в роли Saint Theresa)
- 1911: Moreau's Les Amours de la reine ?lisabeth (в роли Queen Elizabeth)
- 1913: Bernard's Jeanne Dor? (в роли Jeanne Dor?)
Записи
- Ph?dre (1902)
- Le Lac (The Lake) (1902)
- La Fianc?e du Timbalier (1902)
- Lucie (1902)
- Le Lac (1903)
- La Samaritaine (1903)
- Les Vieux (The Old Ones) (1903)
- Un ?vangile (A Gospel) (1903)
- Ph?dre (1903)
- La Mort d’Iz?il (The Death of Iz?il) (1903)
- La R?verie de Th?roigne de M?ricourt (The Dream of Th?roigne de M?ricourt) (1903)
- Un Peu de Musique (A Little Music) (1903)
- L’Aiglon (The Eaglet) (1910)
- Ph?dre (1910)
- Les Buffons (The Buffoons) (1908)
- La Samaritaine (1910)
- L'?toile dans la Nuit (The Star in the Night) (1918)
- Pri?re pour nos Ennemis (A Prayer for our Enemies) (1918)
Галлерея
-
Сара Бернар за кулисами.
-
Бернар в начале своей карьеры в Theodora.
-
Ношение интересного головного убора.
-
Бернар, как волшебница.
-
В роли Жанны д'Арк.
-
Бернар, как Клеопатра.
-
Роль в Gismonda.
-
Бернар позирует для неформального портрета.
-
Бернар в ее последние годы.
-
Бернар в замке близ Конде, Франция.
Сочинения
- Ма double vie. M?moires de Sarah Bernhardt, P., 1907;
- В русском переводе — Сара Бернар Моя двойная жизнь. Мемуары. — СПб: Северо-Запад, 1995. — 543 с. — ISBN 5-8352-0470-1
- L’art au th??tre, P., 1923