2 февраля 1616 г. на юге Франции в городке Монпелье в скромной семье родился Себастьян Бурдон. Отец его, Марен Бурдон был мастером живописи и витражей, мать, Жанна Гельдер была дочерью серебряных дел мастера. Себастьян воспитывался в духе протестантизма. В 7 лет он покидает семью и приезжает в Париж, где поступает в мастерскую художника Бартелеми. В 14 лет Бурдон покидает столицу; согласно старым биографам художника, он исполнил фрески на своде в замке близ Бордо. Затем он поступает на военную службу в Тулузе, где капитан, заметив его равнодушное отношение к службе и узнав, что он художник, освободил его от воинской повинности и, возможно, предложил Себастьяну Бурдону путешествие в Италию. Около 1634 г. Себастьян приезжает в Рим, где в то время живут и работают такие мастера как: Питер Ван Лар, создатель жанра «бамбочад», Никола Пуссен, Клод Лоррен, Джованни Бенедетто Кастильоне, Андреа Сакки. Клод Лоррен оказал содействие Бурдону. Молодой художник начинает работать, здесь подражая этим великим мастерам, а также Караваджо, его картины успешно покупаются. Наряду с этими подражаниями Себастьян начинает вырабатывать свою манеру писания картин. Он находит собственную тему, обращаясь к изображению жанровых сцен: «Военный лагерь» (около 1635—1636), «Печь для обжига извести» (около 1635—1636). В ранних работах проскальзывают мотивы, близкие «бамбочадам», однако их отличает четкое построение композиции, взаимосвязь планов и преобладание светлого колорита.
К середине 1630 -х. годов относят ряд его работ на мифологические сюжеты. Меньше известные его исторические картины римского периода. В 1637 г. после ссоры с неким французом, который грозил Бурдону донести о кальвинистском вероисповедании. Из-за этого Себастьян вынужден был срочно покинуть Рим, так как ему угрожала инквизиция. Он уезжает из Рима в сопровождении финансиста Эсселена, чье покровительство облегчило отъезд из Рима. Некоторое время Себастьян Бурдон проводит в Венеции. Влияние венецианцев ощутимо проявляется в его полотнах, написанных по возвращении в Париже: «Поклонение волхвов», «Смерть Дидоны», «Нахождение Моисея». В этих картинах появился новый поэтический дух, использование более ярких тонов на первом плане и освещенный дальний план, использование извилистых ритмов, которые противостоят жестким линиям архитектуры, новое понимание пространства. Пространственную глубину полотна художник передавал с помощью сияние неба у горизонта. Те же черты присущи гравюрам того времени «Крещение евнуха», «Встреча Марии и Елизаветы». В Париже Эсселен представляет художника Симону Вуэ. Себастьян продолжает работать в жанре «бамбоччад», но стиль его начинает постепенно меняться и приобретать собственные черты. В 1642—1643 не без влияния голландских мастеров, Бурдон пишет жанровые сцены на темы из народной жизни, некоторые черты словно заимствованы у братьев Ленен. К этому времени относятся картины «Солдат в цыганском таборе», «Игроки в триктрак», «Нищие». В этих полотнах появляется тонкая чувствительность, колорит строится на сочетании серых и голубых тонов, оживленных несколькими красными пятнами, освещение становится более утонченным. После своего прибытия в Париж (1637), Себастьян Бурдон тесно связан с Луи Гуемьер, протестантским художником. В январе 1641 Бурдон женится на сестре Гуемьера, Сюзане, венчание состоялось в храме Шарентон. Эта свадьба укрепила связь Себастьяна с протестантскими художниками. В мае 1643 было решено расписать Собор Парижской Богоматери. Выбор на роспись храма выпал на Себастьяна Бурдона. Этот год считается поворотным годом в творческой карьере Бурдона. Он является автором произведения «Мученичество святого Петра». В этом шедевре видна динамика, экспрессия, резкие контрасты света и тени, ощущается стиль барокко. «Мученичество святого Петра» является противоположностью пуссеновских картин.
Однако около 1645 в творчестве Себастьяна появляются многочисленные отголоски пуссеновского классицизма: светлый колорит, строгая геометрия. Картины этого времени: «Святое семейство», «Избиение младенцев». В 1648 Бурдон становится одним из основателей Французской Академии Художеств и является одним из двенадцати выпускников. Глубокое влияние академизма чувствуется в картине «Мученичество святого Андрея». Но несмотря на влияние академизма Бурдон, утверждает свое собственное искусство, с мягкими, подвижными формами переданными в световых, голубовато-серых тонах с красными вкраплениями, с тонкой проработкой воздушной среды. В этом же году (1648) родился сын Себастьяна, Авраам. Во Франции в это время неспокойно и ему не поступают заказы. В 1652 художника приглашает шведская королева Кристина в Стокгольм. Он сразу соглашается. В Швеции Бурдон получает звание придворного живописца королевы, пишет серию портретов Кристины, Карла Х Густава, портреты придворных и офицеров. В портретах мастер сочетает психологизм и официальную пышность. Значение, придаваемое ломким драпировкам и контрастам белого, будут позже унаследованы Гиацинтом Риго и Никола де Ларжильером. В 1654 Бурдон возвращается в Париж и в следующем, 1655 году становится ректором Академии Художеств. Его ученики: Никола-Пьер Луар и Пьер Монье. В 1653 у Себастьяна родилась дочь, Анна. В 1656—1657 Себастьян Бурдон едет в свой родной город, где ему заказывают картину для собора Св.Петра и где Себастьян пишет композицию «Семь дел милосердия». Господин де Бретонвилье поручает художнику исполнить декорации в его особняке. В 1658 г. Бурдон приезжает в Париж. В этом же году умирает его жена. В сентябре 1658 г. он женится вторично на дочери купца из Тура, Маргарите Жумо. 11 ноября 1665 Маргарита родила Себастьяну сына Анри. В конце своей жизни Бурдон Себастьян создает живописные и гравированные пейзажи, в которые он помещает библейские сцены. Виртуозный и плодовитый рисовальщик, пишет сангиной и лависом пейзажи и исторические сцены.
8 мая 1671 в Париже великий французский художник, гравер, рисовальщик Себастьян Бурдон умер. Он похоронен в пригороде Сен-Жермен.
Художник обладал талантом и сильной впечатлительностью. Он не раз менял свой стиль, то работал в духе классицизма, то использовал приемы, характерные для барокко, однако его всегда можно отличить по звучности и гармонии цветовых сочетаний, плавности движений, линий, картины наполнены светом и воздухом. Впоследствии искусствоведы назовут такую манеру письма — «Бурдон стиль».
Картины художника находятся в крупнейших музейных собраниях мира. 8 его работ имеются в Государственном Эрмитаже.