Популярные

Семён Фёдорович Жаворонков

крупный русский советский военачальник, маршал авиации
Биография

Биография

Детство и юность

Семён Федорович Жаворонков родился 11 (23) апреля 1899 года в деревне Сидоровская Кинешемского уезда Костромской губ (в 1930 году вошла в состав города Вичуги Ивановской области). С 1910 года работал в Вичуге на текстильной фабрике. В 1917 году вступил в РСДРП(б), в июле — создал и возглавил Вичугский Союз рабочей молодежи.

Гражданская война

В сентябре 1917 того же года вступил в Красную Гвардию, а в сентябре 1918 года — в Красную Армию. Участник Гражданской войны с 1918 по 1920 годы.

Период между войнами

Получил образование в 1926 году в Военно-политической академии РККА, закончил в 1932 году курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии, в 1933 году — военную школу летчиков, в 1936 году — оперативный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

С 1931 года занимался политической работой в Красной Армии. Комбриг (28 ноября 1935). С 1937 года — заместитель, в 1938—1939 годах — командующий ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1939 года был назначен начальником авиации Военно-Морского флота. Генерал-лейтенант авиации (4 июня 1940 года).

Великая Отечественная война

В Великую Отечественную войну С. Ф. Жаворонков вступил в прежней должности.

Он внёс предложение наркому ВМФ о нанесении самолетами-торпедоносцами ударов по военно-промышленным объектам Берлина. Выполнение этой задачи ставка Верховного Главнокомандующего возложила на Жаворонкова. В августе-сентябре 1941 года находящиеся под его командованием части совершили 10 боевых вылетов на Берлин. С 7 августа до 4 сентября на Берлин было произведено девять рейдов. Было сброшено 311 бомб общим весом 36 тонн (британская авиация за весь 1941 год сбросила на Берлин всего 35 тонн бомб). Домохозяйки Берлина, уже в самом начале войны, писали своим мужьям на фронт подобные письма:

За разработку и руководство этой операцией был награждён орденом Красного Знамени.

Семен Федорович руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов врага, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладогой для обороны «Дороги жизни».

При содействии Жаворонкова в морской авиации с середины 1943 года внедрялась новая техника борьбы с противником на морем — крейсерские полеты одиночных самолетов-торпедоносцев со свободным поиском врага и атакой обнаруженной цели. С 1944 года под руководством Жаворонкова началось воздушное наступление над Балтийским морем. В феврале 1945 года обеспечил по заданию советского правительства перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.

Послевоенный период жизни

Руководил гражданской авиацией СССР:

  • с 1946—1949 гг. зам. начальника Главного управления ГВФ,
  • в 1949—1957 гг. начальник Главного управления ГВФ (Гражданского воздушного флота),
  • в 1957—1959 гг. 1-й зам. начальника Главного управления ГВФ.
  • 25 мая — 2 июня 1959 г. — председатель 52-й Генеральной конференции ФАИ, проходившей в Москве (единственная конференция, прошедшая в России, — Российской империи, СССР, РФ).

С ноября 1959 года переведён в запас по состоянию здоровья.

Умер 8 июня 1967 года в Москве. Похоронен маршал Жаворонков на Новодевичьем кладбище.

Присвоение воинских званий

  • Генерал-лейтенант авиации (04.06.1940)
  • Генерал-полковник авиации (31.05.1943)
  • Маршал авиации (25.09.1944)

Награды

  • 2 ордена Ленина,
  • 4 ордена Красного Знамени,
  • 2 ордена Ушакова I-й степени,
  • орден Нахимова I-й степени,
  • орден Кутузова II-й степени,
  • орден Трудового Красного Знамени,
  • медалями и именным оружием.

Увековечивание памяти

  • бюст в г. Вичуга Ивановской обл.
  • мемориальная доска в г. Иваново
  • улицы в г. Иваново и г. Вичуге.
  • Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации (ВАТУ ГА)
Поделиться: